26 июля 2021 17:17

26 июля 2021 17:17

фото: www.fcmscsp.edu.br

Прерванная пятилетка

В годы третьей пятилетки (1938–1941 годы) продолжилась техническая реконструкция железнодорожного транспорта. XVIII съезд ВКП(б) утвердил задание по росту грузооборота железных дорог с 355 миллиардов тонно-километров в 1937 году до 510 миллиардов в 1942-м. Планом предусматривалось увеличение парка локомотивов, вагонов, обеспечение дальнейшей реконструкции транспорта, строительство 11 тысяч километров новых путей, электрификация 1840 километров существующих дорог, развитие станций и узлов.
К 1939 году длина Рязано-Уральской магистрали уменьшилась до 2213 километров. В состав Юго-Восточной дороги отошли участки Кирсанов – Ртищево, Пенза – Ртищево – Балашов, Обловка – Балашов – Камышин общей протяжённостью 767 километров. На станции Саратов-2 открывается первый на дороге контейнерный пункт. В то время кранов ещё не было, и железнодорожникам приходилось перерабатывать контейнеры вручную, при помощи ломов. В этом же году на станции сдана в эксплуатацию первая механоэлектрическая централизация стрелок. 

Пока одни железнодорожники не жалели сил ради развития магистрали, находились и те, кто использовал её для наживы. Так, на протяжении двух с лишним лет на перегонах Рязано-Уральской железной дороги систематически происходили грабежи товарных поездов. Преступники действовали нагло и самоуверенно. Под покровом ночи они забирались на тормозные площадки, прорубали стенки вагонов, затем вытаскивали груз, сбрасывая его на железнодорожное полотно, и сами соскакивали с поезда. На перегонах Анисовка – Лебедево и Сазанка – Анисовка было зафиксировано 65 случаев взлома вагонов и хищений грузов.

Взять шайку удалось лишь 4 августа 1940 года. Поздно ночью милиционер, сопровождавший товарный поезд, отправленный со станции Анисовка, заметил, как из вагонов на полотно полетели ящики и вслед за тем спрыгнул человек. Милиционер стал преследовать преступников. Одного из них он ранил в ногу. Вором оказался грузчик склада топлива станции Покровск Иван Афонин. Позже задержали его отца, брата и остальных членов шайки. В общей сложности  злоумышленники похитила грузов на 35 тысяч рублей. Главари шайки были приговорены к расстрелу, остальные её члены – к тюремному заключению. 

В 1940 году выполнение планов пятилетки идёт полным ходом. В Ершове был построен новый железнодорожный вокзал на 400 мест. На магистраль поступают новые паровозы. Однако нападение Германии на Советский Союз кардинальным образом меняет работу стальных магистралей. Перед железнодорожниками ставится труднейшая задача – подчинить организацию перевозок потребностям фронта. Уже 24 июня 1941 года вводится воинский график движения поездов, обеспечивающий первоочередное продвижение воинских эшелонов. Начинается массовая эвакуация населения.

С первых дней войны среди работников Рязано-Уральской магистрали царит трудовой подъём. В июле начинается массовое поступление на дорогу эвакуированных грузов. С Западной, Белорусской, Юго-Западной, Кишинёвской, Одесской магистралей в Саратов направляется оборудование эвакуированных фабрик, заводов, материалы, сырьё и люди. 

Для улучшения транспортной связи с Кавказом и дорогами правого береги Волги осенью 1941 года начинается строительство железнодорожных линий Ахтуба – Паромная и Астрахань – Кизляр с одновременным сооружением паромных переправ через Волгу в районе Сталинграда и Астрахани. 

Ирина Сергеева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31