26 июля 2021 17:00

26 июля 2021 17:00

фото: Алексей Шмалей

Работа на перспективу

Вектор развития Приволжской магистрали до 2020 года найдёт отражение в стратегических инициативах дороги

Завтрашний день магистрали в среднесрочной перспективе будет предопределён в «Стратегических инициативах Приволжской железной дороги до 2020 года». Масштабная работа по наполнению данного документа была активизирована 15 сентября в ходе первого заседания вновь образованного комитета по стратегическим инициативам и реализации стратегии холдинга «РЖД» региональной оперативной комиссии Приволжской железной дороги. О том, как данный документ отразится на векторе дальнейшего развития магистрали и какие изменения в этой связи стоит ждать работникам холдинга, осуществляющим свою трудовую деятельность в границах Приволжской, рассказывает Игорь Лыткин.
Игорь Лыткин, начальник службы корпоративного управления и реализации стратегии Приволжской железной дороги

пятница_2_1(лыткин).jpg

– Игорь Александрович, в связи с чем на Приволжской железной дороге разрабатываются стратегические инициативы?

– Хотел бы, для начала, ещё раз констатировать: до создания в ОАО «РЖД» вертикально-интегрированных структур железная дорога была единым координатором всего технологического процесса, хозяйствующей единицей, объединяющей в своём составе все линейные подразделения (станции, локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки и т. п.). Проводимая в компании структурная реформа управления создала новые условия, при которых технологический процесс остался горизонтальным, а затраты и планируются, и учитываются по вертикально-интегрированным филиалам. Основной смысл перемен в этой связи – выделить в отраслевые структуры различные виды бизнеса, чтобы прежде всего иметь совершенный финансово-экономический учёт, позволяющий рационально управлять доходами и расходами, то есть работать экономически эффективно.

В рамках Стратегии развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года была принята обновлённая целевая бизнес-модель, состоящая из нескольких бизнес-блоков. Необходимость разработки «Стратегических инициатив Приволжской железной дороги до 2020 года» возникла в ходе завершающего этапа разработки новой модели управления холдинга «РЖД» на региональном уровне. В рамках новой модели подразумевается, что РЦКУ как орган управления во главе с начальником дороги координирует планы и деятельность подразделений для повышения эффективности в разрезе имеющихся бизнес-блоков на местном горизонтальном уровне работы всех хозяйств и служб, входящих в различные дирекции, филиалы, ДЗО и так далее. 

Стратегические инициативы – документ, в котором будут прописаны целевые задачи и параметры работы по всем бизнес-блокам до 2020 года. Однако, это не просто список целевых параметров! В первую очередь это набор конкретных организационно технических мероприятий, которые будут реализованы до 2020 года во всех бизнес-блоках на региональном уровне для достижения целевых параметров работы. 

– Поясните, как и за счёт чего это стало возможным?

– Ещё совсем недавно на дороге действовало четыре комитета по стратегии, отвечающих за перспективное развитие соответствующих бизнес-блоков. Первый – это «Транспортно-логистический», второй – «Железнодорожные перевозки и инфраструктура», третий – «Пассажирские перевозки и сервис», четвёртый бизнес-блок – «Социальный». И если раньше считалось, что все четыре комитета могли действовать независимо друг от друга, то с 13 сентября, после выхода 275-го приказа начальника Приволжской железной дороги, все они были преобразованы в подкомитеты и вошли в состав одного комитета по стратегическим инициативам и реализации стратегии холдинга «РЖД» региональной оперативной комиссии. Председателем вновь образованного органа назначен первый заместитель начальника Приволжской железной дороги Владимир Леонидович Герус.

Подкомитет бизнес-блока «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» на региональном уровне возглавил начальник Приволжской дирекции управления движением Александр Яковлевич Ламанов. Начальник Приволжского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Дмитрий Витальевич Горох руководит подкомитетом транспортно-логистического бизнес-блока. Председателем подкомитета бизнес-блока «Пассажирские перевозки и сервис» назначен начальник региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Сергей Григорьевич Денисенко. Начальник службы управления персоналом Галина Ливериевна Тацкая сегодня отвечает за подкомитет социального бизнес-блока. 

По большому счёту эти подкомитеты выполняют те же функции, что и раньше, когда они были самостоятельными комитетами. Единственное отличие: теперь все они подотчётны одному центральному органу – комитету по стратегическим инициативам и реализации стратегии. 

–  Раз прежнюю систему решили изменить, значит, у неё были минусы? Какие?

– До создания подкомитетов все ключевые решения по развитию конкретного бизнес-блока на региональном уровне принимались внутри одного из четырёх комитетов. При этом учитывались интересы только одного бизнес-блока, которые иногда могли идти вразрез с интересами других бизнес-блоков. Вновь образованный комитет станет своего рода регулятором, резюмирующим органом, который позволит соблюсти баланс интересов при развитии всех бизнес-блоков на региональном уровне. Ответственность за формирование стратегических инициатив по бизнес-блокам теперь возложена на председателей соответствующих подкомитетов.

– А зачем Приволжской магистрали понадобились собственные стратегические инициативы? Ведь в РЖД действуют Стратегия развития до 2030 года и ряд других нормативных документов, которые, как говорится, для всех и каждого?

– Действительно, у нас есть Стратегия развития ОАО «РЖД» до 2030 года. Помимо этого, ежегодно на каждую дорогу спускаются утверждённые правлением компании целевые показатели, выполнение которых мы должны обеспечивать.

То, чем мы занимаемся сегодня, – это так называемое среднесрочное стратегическое планирование. Ведь по сути разработка стратегических инициатив – работа на перспективу.  Стратегические инициативы нам необходимы хотя бы потому, что сегодня на Приволжской железной дороге действует программа повышения эффективности, которая касается единого технологического процесса и корректируется ежегодно с учётом вновь возникающих реалий. Так вот, при разработке данной программы на 2017-й и все последующие годы до 2020-го мы уже будем опираться на разработанные и утверждённые стратегические инициативы. Это удобно, так как все тактические мероприятия повышения эффективности, подкреплённые приказом № 2Н, будут взаимосвязаны с мероприятиями стратегическими. 

После утверждения стратегических инициатив Приволжской железной дороги до 2020 года мы увидим перспективы дальнейшего развития магистрали в последующие четыре года. Это необходимо для того, чтобы мы могли чётко понимать, как и за счёт чего будем совершенствоваться дальше. Причём как в разрезе целых бизнес-блоков, так и по отдельным направлениям деятельности. Другими словами, мы будем не просто стремиться к каким-то абстрактным целям и задачам, а увидим конкретный результат в виде конкретных цифр по конкретным показателям. После разработки стратегических инициатив мы получим точную картину того, как будет выглядеть вектор развития Приволжской железной дороги до 2020 года. 

В ходе первого заседания вновь образованного комитета, состоявшегося 15 сентября, предварительно обозначены основные стратегические инициативы по каждому бизнес-блоку в отдельности. Кроме того, были определены так называемые безблоковые инициативы, которые станут общими для всех. Это снижение непроизводительных потерь, развитие информационных технологий, управление непрофильными активами, оптимизация процесса управления материальными ресурсами, а также развитие системы снабжения.

–  Было б неплохо, если бы вы добавили какой-то конкретики. Хотя бы на одном из вышеперечисленных направлений. Взять, к примеру, систему снабжения, на которой вы остановились: за счёт чего конкретно предполагается её развивать?

– Приведу один показательный пример. В 2016 году на Приволжской железной дороге началась реализация мультифункционального проекта бережливого производства «От двери до двери». Смысл проекта заключается в полном изменении порядка доставки товарно-материальных ценностей до линейных предприятий-получателей. Если раньше подразделения самостоятельно получали грузы по мере поступления последних на склад, из-за чего возникало множество проблем, то сегодня постоянные перемещения железнодорожников в сторону Главного материального склада и обратно за счёт дефицитных машино-часов остались в прошлом. Теперь необходимые товарно-материальные ценности снабженцы привозят к ним сами! Всё, что остаётся сделать железнодорожникам, – вовремя встретить машину с грузом у ворот своего предприятия и расписаться в накладной за получение «посылки».

Товарно-материальные ценности, как и прежде, приходят на Главный материальный склад, работники которого составляют маршруты доставки грузов и согласовывают их с предприятиями. Машину загружают с таким расчётом, чтобы за одну ходку она могла объехать пять-семь предприятий. В данном проекте у нас задействованы уже 128 структурных подразделений в Саратовском, Волгоградском и Астраханском регионах Приволжской железной дороги, разработан 21 типовой маршрут. 

По мере реализации проекта возникла необходимость провести реорганизацию складских помещений Главного материального склада, разработать документы, регламентирующие процесс доставки. Изменения коснулись и кладовых помещений Главного склада, ведь для эффективного хранения и быстрой погрузки товаров в транспортное средство обязательным этапом стало внедрение в кладовых системы 5С. Эта работа ещё продолжается, но первые результаты уже достигнуты.

Реализация данного проекта до конца текущего года позволит нам получить экономический эффект в размере трёх миллионов 364 тысяч рублей. Плюс к этому, более двух миллионов рублей нам удастся заработать по линии Саратовской дирекции материально-технического обеспечения в результате сдачи в аренду высвобождаемых складских площадей и организации подсобно-вспомогательной деятельности. 

В перспективе до 2020-го года данный проект будет развиваться и, насколько мне известно, тиражироваться по сети. 

–  На каком этапе сегодня находится разработка стратегических инициатив Приволжской железной дороги до 2020 года?

– Документ, в котором будут прописаны эти инициативы, согласно распоряжению, должен быть сформирован до 1 ноября текущего года. После его утверждения на уровне первых руководителей Приволжской железной дороги у нас появится определённый инструментарий для понимания общего вектора нашего дальнейшего развития. Вот почему в формировании стратегических инициатив сегодня заинтересованы все кураторы бизнес-блоков на региональном уровне.

В качестве контрольных параметров целевого состояния стратегических инициатив были приняты показатели, которые прописаны в действующих программах организационно-технических мероприятий, направленных на снижение расходов и повышение эффективности деятельности Приволжской железной дороги на 2017 – 2020 годы.

Например, такой показатель, как средний вес поезда, на приволжском полигоне сегодня составляет 3790 тонн, а к 2020 году, в соответствии с нашими целевыми параметрами, данная цифра должна увеличиться до 4017 тонн. Примерно то же самое должно произойти и с таким ключевым показателем эффективности, как  надёжность доставки грузовых отправок. Сегодня она составляет 95 процентов, а к 2020 году выполнение данного измерителя ожидается на уровне не ниже 96 процентов. И так – практически по всем основным показателям эффективности. Подчеркну особо: всё это будет происходить на фоне постоянного снижения непроизводительных потерь. 

– Игорь Александрович, раз уж наша встреча состоялась в преддверии Дня компании, что вы хотели бы пожелать своим коллегам?

– Действительно, в этом году мы отмечаем тринадцать лет с момента создания нашей компании. В этой связи хочу пожелать всем своим коллегам-железнодорожникам дальнейших успехов в работе. Счастья и благополучия вам и вашим близким!

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31