06 августа 2021 02:05

06 августа 2021 02:05

фото: Алексей Шмалей

На пути к нулевой аварийности

Молодые работники Приволжской магистрали обязались повысить культуру безопасности на своих предприятиях

12 мая в Саратове состоялся форум рабочей молодёжи Приволжской железной дороги «Безопасность начинается с меня!». В нём приняли участие более 120 молодых работников: победители конкурсов профессионального мастерства, представители молодёжного кадрового резерва «Авангард магистрали», общественные инспекторы по безопасности и поездные диспетчеры. За их работой следили эксперты, чья деятельность напрямую связана с вопросами безопасности на железной дороге.
Главной темой форума стало вовлечение молодых приволжан в процесс реализации приоритетных задач в области безопасности движения и надёжности перевозочного процесса. Среди почётных гостей, открывающих мероприятие, были первые руководители магистрали, а также заместители руководителей региональных дирекций по кадрам и социальным вопросам.

– Участников форума ждёт очень насыщенная программа, – отметил в своём вступительном слове заместитель начальника Приволжской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Геннадий Нелипа. – В частности, с целью формирования положительного отношения к вопросам безопасности на железной дороге будет проведён тренинг под руководством ведущего бизнес-тренера и консультанта группы компаний «Consulting Systems», президента фонда развития деловой культуры «Стратегия» Виталия Матросова. Проводить подобные мероприятия необходимо, так как по итогам прошлого года наша магистраль потерпела серьёзное поражение в вопросах обеспечения безопасности движения поездов. Только один месяц в прошлом году мы отработали без браков с точки зрения обеспечения безопасности... А по итогам года был допущен прирост событий по сравнению с 2014-м: 34 события против 33. 

Именно это обстоятельство помешало приволжанам, выполнившим все эксплуатационные показатели эффективности, по итогам прошлого года занять первое место в отраслевом соревновании и получить соответствующие денежные премии.

– Нарушая из квартала в квартал безопасность движения поездов, мы лишили себя права на поощрение своих коллективов по итогам прошлого года, – подчеркнул первый заместитель начальника Приволжской железной дороги Владимир Герус. – Это единственный барьер, который мешает нам занимать заслуженное первое место по сети. Ведь на протяжении трёх последних лет дорога уверенно выполняла все бюджетные и качественные показатели.

Выступая перед участниками форума, Владимир Леонидович особо подчеркнул значимость подобных встреч для молодых работников и руководителей магистрали. По его словам, они дают возможность не только обмениваться опытом, но и формировать культуру безопасности, продвигать ценности профессионализма и ответственности. По мнению Владимира Геруса, с точки зрения безопасности железнодорожники стоят в одном ряду с врачами и работниками авиакомпаний.

– Как мы отнесёмся к хирургу, случайно ампутировавшему нам левую ногу, вместо правой? Или что подумаем об авиадиспетчере, из-за ошибки которого упадёт самолёт? – поинтересовался Владимир Леонидович. – Наверное, то же, что и о машинисте, уснувшем в кабине локомотива... Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие принесёт вам пользу и по его итогам будет составлен документ, в котором отразятся ваши конкретные предложения по формированию культуры безопасности на предприятиях.

Первая ключевая мысль, доведённая до участников тренинга, удивила многих. Оказалось, что безопасность движения поездов на железной дороге – не самое главное!

– На вопрос: «Что на транспорте важнее безопасности движения?», не торопитесь отвечать «ничего». Самое главное – это здоровье наших сотрудников и пассажиров, доверивших нам свои жизни, – сообщил первый заместитель главного ревизора Приволжской железной дороги по безопасности движения поездов Александр Батрак. – Этим принципам соответствует приказ Министерства транспорта РФ от 18 декабря 2014 года № 344 «Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учёта транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта». В своей повседневной работе мы должны руководствоваться этим документом.

После того как Виталий Матросов обозначил повестку дня, участники форума были поделены на шесть групп, в каждую из которых вошли представители основных железнодорожных профессий. Познакомиться друг с другом им помогла увлекательная игра «Блиц», в ходе которой представители рабочей молодёжи заполняли анкеты на своих соседей. Чтобы это сделать, им пришлось даже немного побегать между столами...

В самом начале тренинга ребятам рассказали про три основные вехи из истории безопасности в мировой промышленности.

– Сегодня мы с вами живём в «Эру Закона», в рамках которой правительства и организации внедряют законы и политику безопасности на производстве, – подчеркнул ведущий. – Ей предшествовали «Эра Инженерных решений» и так называемая «Эра Смерти», когда смертность рабочих закладывалась в план любой стройки.

В качестве наглядной иллюстрации того, как сегодня организуется контроль за безопасностью на железной дороге, Виталий Матросов предложил участникам тренинга сделать упражнение «Падающая башня». 

– Это аналог знаменитой настольной игры «Дженга», в ходе которой игроки по очереди достают деревянные блоки из основания башни и кладут их наверх, делая строение более высоким, но менее устойчивым, – пояснил бизнес-тренер.

После появления за каждым круглым столом по комплекту настольной игры железнодорожники разделились на «строителей» и «контролёров». Пока первые укладывали блоки в соответствии с правилами игры, вторые – подмечали допущенные ошибки. Роли главных ревизоров исполняли ассистенты Виталия Матросова. Они тайно следили за честностью контролёров, заинтересованных в минимальном количестве ошибок «своих» строителей.

Таким образом, участники форума воссоздали модель ревизорского аппарата на шести железных дорогах (по количеству столов). В результате победу одержали те команды, которые придерживались инструкций, а не гнались за результатом, стараясь уложить максимум деревянных блоков в ущерб безопасности. Таким образом, в миниатюрном отраслевом соревновании победили участники команд № 3 и № 6, допустившие наименьшее количество ошибок при строительстве и, как следствие, имевшие минимальную аварийность.

– Наша команда уложила 27 блоков при плане 20, – отметил представитель команды № 4, заместитель начальника станции Анисовка по оперативной работе Владимир Латышев. – Однако с 30-процентной аварийностью нам не удалось попасть «в зелёную зону». В погоне за результатом мы забывали о существующих требованиях. И хотя наша башня не упала, я считаю, рано или поздно это всё равно бы произошло. Гонка за результатом до хорошего не доведёт!

В конечном счёте к такому мнению пришли представители всех шести команд. 

После «Падающей башни» железнодорожники задумались над непростым вопросом: «Почему люди недооценивают риск?». В ходе продолжительного обсуждения было названо 34 причины. Среди основных – азарт и «срезание углов» (стремление сделать по-быстрому).

– Сюда же можно отнести недостаточный стаж работника или, напротив, слишком большой опыт работы, когда происходит «замыливание» восприятия, – добавил Виталий Матросов. – И главное, помните, чем больше незначительных происшествий допускается на вашем предприятии, тем выше риск возникновения серьёзных аварий! По статистике, на десять тысяч незначительных нарушений приходится одно катастрофическое происшествие.

После обеда участники команд получили кейсы с заданиями. В них были описаны аварии, произошедшие в разные годы на Приволжской магистрали. По материалам реальных разборов молодым железнодорожникам предстояло выяснить «глубинные» причины случившегося и разработать мероприятия, направленные на предотвращение подобных событий в дальнейшем.

Команде № 6 достался случай, произошедший 9 мая 2013 года на станции Белая Калитва. Тогда с рельсов сошёл локомотив и 51 вагон. Из них семь вагонов загорелись, а один (с пропаном) – взорвался.

– Однако мы отнесли этот случай ко второй категории происшествий, так как, несмотря на всю его серьёзность, человеческих жертв удалось избежать, – пояснил электромонтёр Саратовской дистанции СЦБ Павел Томилко. – Среди глубинных причин можно отметить недостаточный отдых локомотивной бригады: и машинист, и помощник спали и не нажимали кнопку проверки бдительности.

Для предотвращения подобных аварий участники команды решили ужесточить контроль за соблюдением регламента переговоров железнодорожников, а также исключить формальное наставничество.

По такому же принципу командой № 5 был отработан сход подвижного состава электропоезда на станции Аксарайская, случившийся в 2010 году. Команде № 4 досталось столкновение вагонов на станции имени Максима Горького от 1 августа 2015 года. Столкновение поездов, случившееся на той же станции неделей позже, разобрали участники команды № 3. Командам № 1 и № 2 достались случаи столкновения подвижного состава на станциях Анисовка и Астрахань-2, произошедшие в прошлом году.

По мнению экспертов, лучше всех с практическим заданием справились представители команды № 1

– Они «копнули» глубже остальных и разработали ряд полезных рекомендаций, которые будут использованы на реальном производстве, – прокомментировал начальник отдела по безопасности движения и сохранности вагонного парка службы вагонного хозяйства Приволжской дирекции инфраструктуры Михаил Шаногин.

По мнению представителей команды-победителя, на Приволжской железной дороге и на станции Астрахань-2 в частности необходимо усилить подготовку начинающих сотрудников в нештатных ситуациях и ввести не только моральную, но и материальную ответственность за наставничество. Кроме того, предлагается осуществлять дополнительный контроль за устранением всех выявленных нарушений, а также оборудовать рабочие места информационными материалами с описаниями возникавших ранее нештатных ситуаций.

По итогам форума каждый участник разработал для себя долгосрочные и краткосрочные мероприятия, а также сформулировал личностные обязательства по повышению производственной дисциплины, культуры безопасности и неукоснительному соблюдению установленных правил непосредственно на своих рабочих местах. После вручения сертификатов об успешном освоении программы тренинг-конференции железнодорожники поделились впечатлениями.

– В ходе форума я всерьёз задумался над своим отношением к безопасности на производстве, – признался осмотрщик-ремонтник эксплуатационного вагонного депо Максим Горький Иван Севрюткин. – Соблюдение требований безопасности не должно быть обязаловкой. Безопасность на производстве должна стать одним из наших убеждений. Благодаря подобным мероприятиям «нулевая» аварийность на железнодорожном транспорте перестаёт казаться фантастикой.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31