27 июля 2021 05:51

27 июля 2021 05:51

фото: https://yandex.ru/images.ru

«Солёный» путь до большой воды

На десятки лет раньше Астраханского участка была построена Баскунчакская железная дорога. Лишь после 1918 года она вошла в состав Рязано-Уральской магистрали.
Первая железная дорога в Астраханской губернии начала функционировать 17 августа 1882 года. Она была проложена между озером Баскунчак и Владимировской пристанью на реке Ахтуба для вывоза добытой соли и называлась «солевозная». Построило дорогу акционерное общество промышленников-соледобытчиков. Благодаря этому баскунчакская соль вышла на рынки центральных губерний России, в Дальневосточный и Мурманский рыбные бассейны. 

Озеро Баскунчак впервые упомянуто в документе «Большой чертёж всего Московского государства», созданном по указу Иоанна IV Грозного примерно в 1556 году: «От Золотой Орды, от реки Ахтубы против песков Нарынских лежит озеро Ускончак, или Утончак, а в озере там ломают соль чиста как лёд...». По преданию, необычное название озера Баскунчак означает «Собачья голова». Историю про утонувшую в тузлуке собаку, долго пугавшую путников своей торчащей над поверхностью озера головой, вам расскажет любой местный житель.

Добыча соли в России была делом государственным. Ещё во времена Петра I, а затем и Екатерины II предпринимались попытки организовать соледобычу в озере Баскунчак. Дефицит рабочей силы, отсутствие налаженного производства и грабежи кочевников не позволили в те далёкие времена сделать Баскунчак «солонкой государства Российского». Только в начале 1860-х годов, после отмены крепостного права и с появлением рынка свободного наёмного труда, началось быстрое развитие солепромысла на Баскунчаке и активное освоение близлежащих территорий.
Для перегрузки соли на суда на левом берегу реки Ахтубы построили пристань Мамай. В 1867 году в трёх километрах от слободы Владимировка была сооружена пристань Владимировская. И наконец, в 1882 году построена казённая Баскунчакская железная дорога. Длина пути для транспортировки соли от озера Баскунчак к Волге составила более 76 километров, 15 из них – двухпутный участок. Инфраструктуру дополняли семнадцать мостов, девять водопропускных труб, два каменных паровозных сарая в Баскунчаке и Ахтубе.

До постройки железной дороги для вывоза добытой соли на речную пристань требовалось до 25 тысяч голов верблюдов с волами и... целая неделя пути. Железнодорожное сообщение стало неоценимым новаторским шагом в истории развития и посёлка, и всей губернии. Дорога имела всего шесть станций: Баскунчак, Кочевая, Солончак, Пристань Мамай, Владимировка, Ахтуба. На вывозе соли были задействованы 10 паровозов и 400 солевозных вагонов. Любопытно, что весь штат управления Баскунчакской железной дороги, включая прислугу, составлял всего 11 человек. Известно также, что начальником дороги в 1887 – 1888 годах был инженер К. Яковлев.

В 1888 году дважды размывало волнами балластный слой озёрных ветвей пути. А при подходе к станции Баскунчак паровоза с несчастливым номером «13» был допущен сход с рельсов пяти гружёных вагонов. 

Екатерина Кобзева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31