18 октября 2021 03:13

18 октября 2021 03:13

фото: Алексей Шмалей

Что мне снег, что мне зной...

Корреспондент газеты вышел на патрулирование вместе с сотрудниками транспортной полиции

Приказ о заступлении на службу по охране общественного порядка на вокзале станции Саратов-1 я воспринял как свою личную победу. Ведь перед тем как вступить в ряды сотрудников транспортной полиции, надо съесть, как говаривали наши деды, не один пуд соли...
Скоро начнутся мои хождения по различным инстанциям. На сбор необходимых документов, прохождение военно-врачебной комиссии и сдачу обязательных нормативов по физподготовке уйдёт, пожалуй, целый месяц. После этого я узнаю, являюсь ли счастливым обладателем первой группы здоровья и гожусь ли к несению патрульно-постовой службы. В случае положительного результата – в течение следующих шести месяцев буду стажёром. Впрочем, если мне удастся хорошо зарекомендовать себя, срок стажировки сократится. Затем меня направят в Белгородский учебный центр, где обучат всем азам будущей профессии. Заветный допуск к самостоятельной службе и право на ношение табельного оружия я получу только после сдачи экзаменов и прохождения всех обязательных проверок по линиям различных спецслужб...

Такую перспективу на ближайший год я прокручиваю в голове, пока поднимаюсь в кабинет командира отдельной роты ППСМ Приволжского ЛУ МВД России по ПФО, майора полиции Дмитрия Афонина. И если б я всерьёз намеревался поменять свою журналистскую судьбу на службу в транспортной полиции, мне б обязательно пришлось бы пройти через все эти испытания. Но сейчас передо мной стоит другая задача. На самом деле я корреспондент дорожной газеты, и вместо рации и табельного «макарова» у меня на вооружении – заряженный диктофон и фотоаппарат. 

– Патрульно-постовая служба не из лёгких, – предупреждает меня Дмитрий Вячеславович. – Она является наружной и ведётся при любых погодных условиях и в любое время суток. График работы бывает разный. Всё зависит от складывающейся оперативной обстановки и вида маршрута. Сотрудники моего подразделения несут патрульно-постовую службу на саратовском вокзале и в аэропорту, а также на двух переходных мостах, расположенных на станциях Саратов-2 и Трофимовский-1. Особая специфика нашей работы – сопровождение пассажирских поездов в пригородном и дальнем сообщениях.

А ещё, по словам майора полиции, новобранец правоохранительных органов должен готовиться к тому, что на него будет наложен целый ряд ограничений, причём не только на на службе, но и в быту. 

– У сотрудника транспортной полиции есть особый круг полномочий, в том числе и по ограничению прав и свобод граждан, совершающих правонарушения, – предупреждает Дмитрий Афонин. – Но пользоваться своими полномочиями сотрудники могут лишь строго в рамках закона.

Инструктаж перед заступлением в пеший патруль на саратовском вокзале окончен. Меня определяют в четвёртый взвод, отвечающий за охрану общественного порядка в вокзальном комплексе. 

– Табельное оружие – пистолет Макарова и два магазина, наручники БРС и резиновая палка ПР-90, – демонстрирует своё снаряжение мой сегодняшний напарник старшина полиции Андрей Салин. – Также в нашем распоряжении имеются металлодетектор, рация и терминал ТМ-5.

Терминал ТМ-5 – узкопрофильный полицейский гаджет, предназначенный для обеспечения информационной поддержки сотрудников правоохранительных органов. С его помощью можно узнать многое, в частности, находится ли гражданин Икс в розыске или нет. Терминалы выдаются по одному на каждый наряд полиции. Расписываемся за полученное снаряжение в специальном журнале. С этого момента мы несём ответственность за его сохранность.

Помимо Андрея Салина в нашем наряде ещё один транспортный полицейский, старший сержант Дмитрий Трубников. Таким составом мы отправляемся на маршрут. И первым делом проходим его вместе со сменяемым нарядом. Коллеги докладывают нам обо всех актуальных изменениях в оперативной обстановке на маршруте. Затем мы проходим весь путь вновь, но уже самостоятельно. На протяжении следующих двенадцати часов мы будем патрулировать вверенную нам территорию. 

Тот, кто думает, что служба в полиции – это бесконечные перестрелки и погони за преступниками, глубоко разочаруется, узнав, что далеко не каждый рабочий день сотрудников проходит, как в фильмах. Хотя определённый риск для жизни и здоровья присутствует всегда.

– При общении с людьми сотрудник транспортной полиции, находящийся при исполнении, должен в первую очередь помнить о мерах личной безопасности, – делятся опытом мои напарники. – Ведь при определённом стечении обстоятельств злоумышленники могут завладеть табельным оружием.

Наши передвижения по вокзальному комплексу периодически прерываются для проведения бесед с железнодорожниками и работниками торговых точек. Они – главные помощниками полицейских в деле обеспечения общественного порядка на вокзале. 

– Мы доводим до них информацию, какие действия нужно предпринимать в случае обнаружения бесхозных вещей и сумок, – поясняют полицейские. – Общаемся с гражданами не только по вопросам антитеррора, но и рассказываем о мерах личной и имущественной безопасности. Можно сказать, что работники вокзала – это наши «глаза и уши», ведь дежурный наряд ППС может заметить хоть и многое, но не всё. 

Вот в зале ожидания на креслах мирно спит молодой человека, который, видимо, устал ждать прибытия своего поезда. Его сумки стоят в метре от сидения, и при желании любой воришка может с лёгкостью воспользоваться моментом. Приходится будить нерадивого пассажира и проводить с ним «профилактику».

– Известная преступная схема: злоумышленник сидит в зале ожидания и вычисляет свою жертву, – рассказывает Андрей Салин. – Определившись с кандидатурой, он втирается в доверие, например, вежливо просит «посторожить» сумку. Бывают случаи, когда ничего не подозревающий гражданин обращается к такому добропорядочному с виду человеку за аналогичной услугой. А вернувшись, не обнаруживает ни своих вещей, ни вежливого незнакомца...

Весь рабочий день, за исключением обеденного перерыва, проходит в режиме пешего патрулирования. Мы внимательно следим за  обстановкой на маршруте. Через каждые два часа к нам подходит вышестоящий руководитель. 

– Товарищ капитан, за время несения службы происшествий не случилось. Полицейский второго маршрута патрулирования старшина Салин, – докладывает мой напарник во время очередной проверки. 

Этой фразой можно пересказать весь наш рабочий день. Никаких опасных преступников и серийных маньяков нами задержано не было. Видимо, злоумышленники – к сожалению или, напротив, к счастью, – обходили нас стороной... Как бы то ни было, с нашей главной задачей, которая сводилась к недопущению правонарушений на нашем маршруте, мы справились. 

Чтобы стать сотрудником транспортной полиции, нужно иметь железное здоровье, потому что нести службу приходится под открытым небом и в дождь, и в снег, и в зной, и в холод. Это её «минус». К «плюсам» можно отнести, конечно же, достойную заработную плату. Однако те, кто приходят на службу исключительно ради денег и бесплатного ведомственного жилья, как правило, быстро отсеиваются. По словам полицейских со стажем, чтобы стать одним из них, необходимо призвание. 

Впрочем, тот, кто не побоится трудностей и решит связать свою жизнь со службой в МВД, в любом случае не прогадает. Не только потому, что спустя двадцать лет он сможет рассчитывать ведомственную пенсию и множество льгот. Главное – этот человек имеет все шансы прожить свою жизнь так, как подобает настоящему Мужчине.

18 февраля, совсем незадолго до Дня защитника Отечества, транспортные полицейские отметили свой профессиональный праздник. И конечно, в этой связи последние строки моего репортажа изменить нельзя: мы, мирные люди, кого вы по долгу службы и по призванию закрываете собой от беды, поздравляем вас от всей души! Пусть каждая ваша смена традиционно заканчивается словами: «За время несения службы происшествий не случилось...». Пусть будет безоблачным мир в ваших семьях!

Кстати, в рядах транспортной полиции сегодня немало представительниц прекрасного пола. В том числе – и в патрульно-постовой службе. А значит, считать 23 февраля исключительно «мужским» праздником, наверное, всё же несправедливо. Высокое звание защитника Отечества не знает таких различий.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29