04 декабря 2021 19:46

04 декабря 2021 19:46

фото: Егор Четвериков

Покровская эпоха

Вокзал в Энгельсе станет музеем

Решением управления по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области архитектурный комплекс зданий энгельсского железнодорожного вокзала внесён в список объектов культурного наследия.
По словам начальника управления Владимира Тарновского, такое решение было принято на основании исследования, проведённого общественным советом по культурному наследию. Рассмотрев обращение председателя Саратовской региональной общественной организации «Общество любителей железных дорог» Валерия Ковляра о присвоении зданию железнодорожного вокзала Энгельса статуса памятника истории и культуры, общественники, проанализировав ситуацию, нашли эти доводы вполне обоснованными. 

– После осмотра строений вокзального комплекса общественная комиссия пришла к выводу: не только само здание вокзала, но и примыкающие к нему объекты железнодорожной инфраструктуры представляют собой как архитектурный, так и исторический интерес, – поясняет Владимир Викторович. – Согласно архивным документам, этот архитектурный ансамбль относится к концу XIX – началу ХХ века, той исторической эпохе, которая стала своего рода «рубиконом» в социально-экономическом развитии этого региона. 

Примыкающими объектами к зданию железнодорожного вокзала станции Покровск постройки 1893 года, являются железнодорожные кассы, действующие с 1889 года, паровозное депо, основанное в 1900 году, телефонно-телеграфная станция 1890 года, товарная контора 1920-го и железнодорожная больница 1930 года. 

Помимо этих сооружений в перечень вошли правительственный вагон 1959 года выпуска, вагон 1913 года, где планируется создать экспозицию, посвящённую эпохе дореволюционного Покровска, и паровоз серии «Л» 1949 года. Отмечено, что данный подвижной состав имеет особое историческое значение. 

Столь высокую оценку энгельсский вокзальный комплекс получил вполне заслуженно. Строительство железной дороги и в самом деле стало неким «водоразделом» в истории города. После открытия в 1894 году заволжской линии Рязано-Уральской железной дороги Покровская слобода, по словам Валерия Ковляра, превратилась в один из крупнейших рынков и траспортно-логистических развязок Заволжья. Сюда бесконечным потоком пошли зерно, нефть, соль, лес, строительные материалы, товары из Азии. Таким образом, лишь благодаря мощному экономическому развитию, эпицентром которого стала железнодорожная станция, в 1914 году Покровской слободе был присвоен статус города. 

– Именно с возникновением железнодорожной станции Покровск здесь появились первые рабочие, и постепенно стал складываться рабочий класс этой слободы, а затем и города, – рассказывает Валерий Ковляр. – Электрификация района также начиналась со станции. Сюда стал стекаться трудовой люд, пошли инвестиции. В итоге железная дорога дала мощный импульс промышленному развитию этой части левобережья.

Сегодня станция Покровск уже не служит тем катализатором развития промышленности региона, как в былые времена. Зато её архитектурный комплекс приобрёл иное значение – культурно-историческое. И теперь, с момента включения в перечень объектов культурного наследия, он находится под охраной государства. А его собственник, как предписывает закон, обязан содержать архитектурную ценность в надлежащем состоянии.

Тем не менее, и практическую пользу этого объекта не стоит сбрасывать со счетов. Так, по мнению Владимира Тарновского, архитектурный комплекс вокзала пополнит региональный туристический кластер, что будет способствовать его развитию. 

– Областное правительство уделяет вопросу развития туризма большое внимание, – отметил Владимир Викторович. – И этот комплекс зданий, а также ретро-вагон и паровоз, несомненно, представляют интерес именно с точки зрения туристического развития региона. Более того, важно учитывать и само расположение этой исторической транспортно-логистической инфраструктуры. Ведь рядом находится уже навечно вошедшее в анналы истории место приземления первого космонавта планеты Юрия Гагарина, и один из маршрутов к памятному месту лежит как раз через станцию Покровск. Таким образом, возникает целый туристический комплекс, а это позволит в дальнейшем благоустроить территорию вокруг вокзала-музея, построить кафе, создать места отдыха для туристов. Я не сомневаюсь, что история вокзала будет им очень интересна. 

Егор Четвериков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31