04 декабря 2021 08:27

04 декабря 2021 08:27

фото: Личный архив

Машинист с листовки

В напряжённой работе Владимира Печеникина оберегает любовь жены и дочки

– Вам какого Печеникина? – поинтересовалась нарядчик эксплуатационного локомотивного депо Астрахань-2 в ответ на  вопрос о местонахождении будущего героя моего очерка. – Он у нас не один. Того, что проезд запрещающего предотвратил? Так это баскунчакский – Владимир Печеникин. Он у нас теперь популярный: листовки о нём на всех информационных стендах висят!
Сам Владимир Владимирович, кстати, не подозревал о свалившейся на него в одночасье «популярности». Во всяком случае предложение рассказать о себе для очерка в газету вообще и об эпизоде с недопущенным проездом в частности очень удивило 37-летнего машиниста.
 
Хороший пример

– Мы с помощников Арманом Береновым приехали на станцию Кутум забирать поезд на Астрахань-2, – вспоминает Владимир Печеникин. – Всё как обычно: переходим с поездного движения на маневровое на свободный путь, ждём команды дежурного по станции. Стали переезжать со второго на седьмой, ДСП доложила, что подготовила маршрут. Проезжаем первый маршрутный сигнал светофора, он, как положено, горит белым светом. Вдруг видим: впереди перекрытый синий сигнал – на том пути электричка стояла на посадке. Тут же остановились, доложили дежурному. В книгу замечаний машиниста внёс запись о том, что неверно подготовлен маршрут.

В этой книге машинисты фиксируют нестандартные события, угрожающие безопасности движения. По каждому замечанию ревизоры и причастные службы проводят расследование, затем сообщают ответ. По поводу инцидента, едва не повлекшего проезд запрещающего сигнала светофора, локомотивной бригаде сообщили: дежурному по станции объявлен выговор.

Надо отметить, что тандем Печеникин – Беренов образовался только 1 октября, но, судя по всему, машинист и помощник хорошо сработались.

– Главное в нашей профессии – ответственно выполнять обязанности, быть внимательным и смотреть на шаг вперёд, чтобы вовремя среагировать на возникшую ситуацию, – считает машинист второго класса Владимир Печеникин. – Очень помогает соблюдение регламента переговоров между машинистом и помощником.

Мой собеседник в локомотивном движении десятый год, пять из них – машинистом. Имя его отца, Владимира Ивановича Печеникина, хорошо знают в Верхнем Баскунчаке, и не только деповчане. Владимир Иванович ветеран труда, 25 лет трудился слесарем в цехе ремонта. В зрелом возрасте его дважды избирали на должность главы администрации посёлка. 

– Папа с детства брал меня в депо, мне уже тогда нравилась большая техника, – вспоминает Владимир. – Помогал отцу, ни от какой работы не отказывался.

Несмотря на такую раннюю профориентацию, после школы Владимир вместе с другом отправился поступать в Астраханское морское училище – филиал Новороссийской академии. Но через какое-то время круто сменил курс и уехал в Ростов, где очно окончил четыре курса РГУПСа по специальности «инженер-технолог». И... выбранный путь снова оказался не по душе.

Папа сказал: «Давай домой!». Сын послушался и вернулся на родину, в Верхний Баскунчак. Окончил курсы помощников машиниста в Ершове и продолжил династию Печеникиных в локомотивном депо. 

А жизнь сразу дала понять: профессия машиниста – не сахар. В ней есть и риск, и опасность – всё то, чего не  боятся настоящие мужчины.

«Осторожно, переезд!»

– Вижу переезд...

– Вижу переезд, переезд свободен.

Примерно таков обычный диалог помощника и машиниста в рамках регламента переговоров при прохождении переезда. Только вот той туманной ночью восемь лет назад на подступах к станции Орловка Волгоградской области всё было иначе...

– Я тогда ещё помощником машиниста был, мы ехали под уклон, приближаясь к неохраняемому переезду почти в границах станции, – вспоминает Владимир Печеникин давний ночной кошмар. – Вдруг почти на входном светофоре видим: огромный грузовик «МАНН» с прицепом выскочил на путь! Применили экстренное торможение и укрылись в машинном отделении...

К счастью, фура оказалась лёгкой, груженой резиновыми покрышками. Иначе последствия могли обернуться трагедией. Но ущерб железной дороге всё-таки был причинён немалый. Тормозной путь грузового поезда составил почти полкилометра: первая тележка локомотива сошла с рельсов, были сбиты опоры контактной сети, светофоры. 

– После остановки вызвали диспетчера, доложили дежурному по станции, сообщили: «Жертв нет», – вспоминает Печеникин. – Хотели выйти из тепловоза, но вовремя разглядели, что на нём лежит оборвавшийся провод контактной сети. Доложили, энергодиспетчер дал команду обесточить.

А дальше ситуация разворачивалась как в остросюжетном фильме: на место столкновения понаехали «скорая», милиция, пожарные. Прибыли два восстановительных поезда. Выяснилось, что водителя грузовика выбросило ударной волной из кабины и он уцелел. Позже Владимиру удалось поговорить с ним. На вопрос: «Почему так поступил?» услышал банальное: «Хотел проскочить...».

Кстати, сейчас этот опасный переезд стал охраняемым, его оборудовали барьерами УЗП. 

После пережитого стресса локомотивной бригаде дали пару выходных – и снова в путь. А в дороге, как известно, всякое случается.

Ещё одна головоломка – как избежать столкновения с крупным рогатым и копытным скотом – очень актуальна для машинистов нашего южного степного региона. Почти у каждого машинистаиз них бывали в поездках такие нежелательные встречи.

– Однажды близ станции Дельта чуть зацепил корову. Я заранее успел сбросить скорость, её лишь слегка толкнуло, и рогатая, кажется, даже не поняла, что произошло, – рассказывает Владимир. – Ещё был момент ночью на перегоне Аксарайская-1 – Бузан: на пути вышел табун лошадей, одна бежит по колее прямо в луче прожектора и оглядывается на локомотив. Потом сообразила, ушла в сторону...

По мнению машиниста Печеникина, единственное средство избежать наезда на животных, разгуливающих без присмотра, – предвосхитить опасную ситуацию, понизив скорость.

Семья машиниста

Кроме серьёзных, бывают в поездках и курьёзные эпизоды. К примеру, однажды два Печеникина и один Перепечкин изрядно заморочили голову диспетчеру, сойдясь в одной точке маршрута.

– Астраханский Печеникин, мой троюродный брат Николай, ехал из Аксарайской-2 на Аксарайскую-1, я – из Баскунчака на Аксарайскую-2, а со станции Бузан на Аксарайскую-1 поезд вёл Михаил Перепечкин. В самом деле, трудно было не запутаться! – с улыбкой вспоминает Владимир.

Кстати, Николай Перепечкин – родственник Владимира по отцовской линии, тоже достойный представитель профессии. В этом году Николай Александрович был награждён медалью «Лучший машинист 3 класса».

Машинистом в Астрахани работает и муж сестры Владимира – Александр Широбоков.

Сам Владимир Владимирович тоже счастливо женат. Причём история случайного знакомства будущих супругов современна и необычна.

– Я перепутала цифру, набирая номер телефона, – вспоминает супруга машиниста Ольга. – Немного поговорили, потом три месяца переписывались и – поженились.

Девушка из Чёрного Яра стала для Владимира любящей женой. А быть супругой машиниста – тоже дело ответственное.

– Моя задача – хорошо подготовить Володю к поездке, морально настроить и, главное, не портить ему нервы. Хотя иногда нашей женской натуре это тяжело даётся! – делится секретом семейного благополучия Ольга Печеникина. – Когда приезжает усталый домой, мы с дочкой даём папе отдохнуть, выспаться.

Но самое тревожное время – ожидание главы семьи из поездки, особенно когда тому случится задержаться на час-два... 

В семье Печеникиных растёт дочка Кира. Малышке всего пять лет, но она уже твёрдо знает, кем работает её папа, и наравне с мамой ждёт его домой. Увидев поезд, обязательно спросит: «Это папа наш?». И будет провожать состав взглядом.

Во время отпуска Владимир ездит на охоту за утками и зайцами, на рыбалку. Все трофеи с удовольствием съедаются домочадцами. В свободное время Печеникин занимается волейболом, футболом и вносит свою лепту в спортивные успехи родного предприятия, которое не раз занимало призовые места в узловых соревнованиях «Спорт поколений». 

Но самые любимые часы Владимира – те, что он проводит в кругу семьи. Только там, по словам нашего героя, он набирается сил перед поездкой. Одинаково успешно герой нашего очерка сделает какую-нибудь типично мужскую работу в доме или, к примеру, приготовит обед.

– Володя очень трудолюбивый, таким его воспитали в семье. Он держит дом и никогда не откажется от хозяйственных дел, ссылаясь на усталость после работы, – с гордостью говорит супруга Ольга.

Екатерина Кобзева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31