04 декабря 2021 22:03

04 декабря 2021 22:03

фото: Владимир Кожунков

Под грузом ответственности

Начальников станций проверили на знание технических условий

С 12 октября по 12 ноября во всех регионах Приволжской железной дороги был проведён месячник по проверке качества приёма к перевозке грузов, погруженных по непредусмотренным техническим условиям и местным техническим условиям, негабаритных и тяжеловесных грузов, а также грузов, погруженных на транспортёрах.
К беде привёл неверный расчёт

Напомним, что 27 сентября на 22-м километре перегона Буркин – Багаевка Саратовского региона в результате нарушения габаритов груза произошёл сход вагона-транспортёра, идущего  21-м по счёту, начиная с головы поезда. Сошедший с рельсов вагон-транспортёр протащило до станции Багаевка, где произошёл взрез стрелочного перевода с последующим крушением ещё восемнадцати вагонов грузового поезда. В результате шесть вагонов повреждены до степени исключения их из инвентарного парка, остальные требуют серьёзного ремонта. Кроме того, выведены из строя два стрелочных перевода, повреждены шесть опор контактной сети. Ущерб, нанесённый инфраструктуре, предварительно оценён в 9 миллионов рублей. Комиссия ОАО «РЖД» и Ростехнадзора расследовала и установила причины крушения грузового поезда: грузоотправитель ОАО «Волгограднефтемаш» предоставил железнодорожникам неправильные исходные данные о массе и габаритах груза, на основании которых и производились дальнейшие расчёты на перевозку. Именно неточности при определении центра тяжести груза и его возможных смещениях при транспортировке привели к беде.

Инцидент послужил причиной для усиления мер по безопасности движения поездов. И самое пристальное внимание на Приволжской магистрали сфокусировали именно на грузовой работе.

Равнение на ТУ

16 ноября в Астраханском центре организации работы железнодорожных станций подвели итоги уже упомянутого месячника по проверке качества приёма к перевозке грузов. 

– В этот период специалистами Астраханского ДЦС и отдела коммерческой работы Астраханского агентства фирменного транспортного обслуживания проводились тщательные проверки качества приёма груза работниками станций, – рассказывает старший ревизор коммерческой работы Анна Зорина.  – Особое внимание уделяли контролю за действиями руководителей станций, в чьём ведении находится грузовая работа с непредусмотренными техническими условиями (НТУ) и местными техническими условиями (МТУ). Проверяли правильность заполнения перевозочных документов, соблюдение грузоотправителями главы 1 «Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах» при погрузке грузов, а также главы 1 приложения 3 к «Соглашению о международном государственном содружестве». В этих документах детально прописаны средства и способы крепления грузов, даны образцы их правильного закрепления.

В ходе контроля над практическим применением этих теоретических знаний, естественно, выявлялись нарушения. В этом случае с работниками на месте проводили инструктаж. Такая «работа над ошибками» поможет избежать повторения подобных нарушений.  

Справедливости ради надо сказать, что железнодорожники находили «соринку» не только в своём глазу.  Во время месячника за нарушение технических условий было отстранено от права погрузки четыре представителя грузоотправителей. В частности были обнаружены ошибки при погрузке машинного оборудования. Стоит отметить, что согласно Приказу Минтранса №280 представители грузоотправителей проходят аттестацию на железной дороге. Но, как показывает практика, зачастую уровень профессионализма сторонних специалистов оставляет желать лучшего. А это значит, что железнодорожникам надо соблюдать золотое правило при работе с клиентом: доверяй, но проверяй. И чем тщательней ведётся контроль при приёме груза на станции, тем безопаснее в пути. 

Благодаря совместным проверкам на грузовых станциях Кутум, Правый Берег, Астрахань-2 выявлено 11 вагонов, погруженных с нарушением техусловий. «Забракованный» подвижной состав не был допущен к перевозке до устранения нарушений. Это как раз тот самый случай, когда железнодорожники могут «соломки подстелить» ради безопасности движения поездов. 

– Наш главный рычаг для предотвращения инцидентов – качественный приём груза, –  уверена старший ревизор коммерческой работы Анна Зорина. – Недопущение к перевозке вагонов с нарушением ТУ погрузки  – залог сохранности груза и безопасности движения поездов. 

Практикум для ДС

Не только усиленный ревизорский контроль над грузовой работой на станциях и внеочередные  инструктажи приёмосдатчиков, приёмщков поездов были использованы для повышения качества приёма грузов.

– 29 октября в рамках месячника проведён семинар для  32 руководителей станций, –  рассказывает начальник Астраханского центра организации работы железнодорожных станций Евгений Гринько. – Наряду с теоретическим техническим обучением на грузовом дворе МЧ на станции Кутум состоялись практические занятия по приёму негабаритных грузов.

В рамках теоретической части начальникам станций напомнили те пять событий, которые произошли на сети ОАО «РЖД» в грузовой и коммерческой работе с начала 2015 года.

Особое внимание движенцев акцентировали на соблюдении теоретических основ «Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах государств – участников СНГ, Латвийской, Литовской и Эстонской республик». Был также подробно изучен «Регламент многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения поездов при приёме груза к перевозке и в пути следования» ОАО «РЖД».  

– Мы детально разобрали алгоритм действий начальника станции и все семь ступеней контроля от момента получения заявок и визирования вплоть до заполнения перевозочных документов, – уточнила Анна Зорина.

Вторую половину дня участники семинара посвятили практическим занятиям. Разделившись на три группы, начальники станций соревновались в выявлении нарушений  погрузки. С линейками и шаблонами движенцы осмотрели нестандартный груз – машинное оборудование на платформе, оценили правильность закрепления груза и его местоположение. Наглядный пример, по мнению руководителей предприятий, стал наилучшим методом закрепления теоретических знаний. Тем более что не на всех станциях есть возможность получить подобный опыт. Особенно благодарными участниками семинара стали начинающие руководители.

– На практических занятиях я детально разобрался в особенностях грузов с НТУ и МТУ, нам наглядно показали, на какие важные моменты необходимо обращать внимание: виды скруток, за что увязывать реквизиты крепления и многое другое, – поделился мнением и.о. начальника станции Ахтуба Александр Сергеев. – На станции Ленинск, где я работал дежурным, таких специфичных погрузок не было. А для Ахтубы они актуальны. И без этих занятий я, откровенно говоря, не знал бы, с какой стороны к ним подступиться.

По словам Александра Алексеевича, полученные на семинаре практические знания уже пригодились: ему совместно с ревизором по грузовой работе Алматом Джанталиевым довелось дважды принимать военные грузы.
 
Нет промахов – есть премия

Одной из крупнейших грузовых станций Астраханского узла по праву считается Астрахань-2. Как сообщил заместитель начальника этой станции по грузовой и коммерческой работе Олег Нам, в ходе проверок во время месячника выявлено 17 вагонов с нарушением требований безопасности.

– У тринадцати вагонов были обнаружены такие нарушения техусловий, как отсутствие и искажение данных о реквизите крепления (несоответствие брусков, растяжек), установка растяжек за нетиповые увязочные устройства вагона, – охарактеризовал нарушения Олег Игоревич. – У трёх вагонов с местными техническими условиями не были приведены в транспортное положение турникеты, что является грубым нарушением безопасности движения поездов. Ещё в одном вагоне с непредусмотренными техническими условиями выявили несоответствие применённого реквизита крепления.

Каждый из этих лишь на первый взгляд незначительных огрехов погрузки представляет серьёзную опасность для безопасности движения поездов – начиная от развала груза и заканчивая сходом подвижного состава.

Излишне говорить, какая ответственность лежит на приёмщиках поездов, которые осуществляют коммерческий осмотр вагонов и проверку документов. На станции Астрахань-2 трудятся 25 приёмщиков: каждую смену по два специалиста осматривают вагоны по прибытию и отправлению поездов и один – работает с документами. 

– По прибытию поезда на станцию его ограждают, и мы выполняем коммерческий осмотр вагонов, сверяем данные с натурным листом, – рассказывает приёмщик пункта коммерческого осмотра поездов Елена Баринова. – Выявленные замечания вносим в компьютер, оформляем акты общей формы ГУ-23ВЦ. Затем передаём оперативное сообщение на станцию отправления, при необходимости запрашиваем схему НТУ или МТУ и приводим груз в соответствие со схемой.

В среднем ежемесячно приёмщики поездов отцепляют четыре – пять вагонов с коммерческими неисправностями. Случаев пропуска вагонов с такими неисправностями, угрожающими безопасности движения, в этом году, как и в 2014-м, не было. 

Качественно выполнять свои обязанности железнодорожников побуждают не только моральные стимулы. Как рассказала ведущий инженер по организации и нормированию труда Астраханского ДЦС Ирина Шугаева, согласно положению о премировании на получение денежного поощрения по третьему уровню влияют такие показатели, как непревышение технологического времени на обработку поездов и отсутствие убытков от несохранности перевозимых грузов. 

По наблюдениям Олега Нам, за последний год у работников станции заметно изменилось отношение к технической учёбе: железнодорожники ведут конспекты и относятся к занятиям более ответственно.

Завершившийся месячник, безусловно, усилил бдительность приёмщиков поездов и сделал процесс коммерческого осмотра подвижного состава более осознанным.
Екатерина Кобзева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31