04 декабря 2021 07:58

04 декабря 2021 07:58

фото: Любовь Каретникова

Вооружившись знаниями

Зима не за горами. Железнодорожники активно готовятся к череде предстоящих испытаний. Для многих тружеников магистрали трудности метеоусловий – дело известное и уже не раз опробованное, а вот другим ещё только предстоит противопоставить капризам природы и техники свои знания и умения. Чтобы встретить зиму во всеоружии, основной поток первозимников уже прошёл специальный курс подготовки.
Ни для кого не секрет, что работа на железной дороге «и опасна, и трудна». Однако в зимний период степень «тяжести» труда возрастает. Своё влияние оказывает природа, которая, как известно, капризна и непредсказуема в зоне континентального климата. Контактную сеть отяжеляет гололёд, стрелочные переводы заносит снегом, отказывают технические средства, а там ещё туман, метель и мороз в минус 30 градусов по Цельсию. Дорога же функционирует 24 часа в сутки в любое время года, а значит, и работник должен быть готов к любым поворотам событий. Особенно сложно приходится тем специалистам, которым предстоит работать в зимних условиях впервые.

Иван Стадников устроился в эксплуатационное локомотивное депо Максим Горький в июле этого года помощником машиниста. Чтобы подготовиться к своей первой зиме, молодой человек прошёл специальный сорокачасовой курс подготовки.

– Занятия проходили в техническом кабинете в форме лекций и упражнений на тренажёрах. Мы изучали особенности управления поездом в зимних условиях, при плохой видимости, снежных заносах, рассматривали нестандартные ситуации и многое другое.

После успешно сданного экзамена помощник машиниста получил допуск к самостоятельной работе в зимних условиях. 

Всего в эксплуатационном локомотивном депо Максим Горький программу подготовки первозимников прослушали 23 машиниста и их помощника, а также 7 машинистов-инструкторов. Для последних курс обучения составил восемь часов. По данным инженера по подготовке кадров Артёма Вишняускаса, все первозимники прошли полный курс обучения и получили разрешение к самостоятельной работе в зимних условиях.

На тяговой подстанции станции имени Максима Горького тоже есть первозимник. Свою готовность к работе в холодное время года электромонтёр Юлия Ковалёва уже доказала на экзамене, получив зачёт за хорошие знания и допуск к работе. 

– Мы должны уметь бороться с природными явлениями, которые становятся проблемными для железной дороги в зимний период: гололёд, снег. А ещё быть в курсе того, как использовать личные меры защиты в холодное время, – говорит Юлия.

– Встретить свою первую зиму в нашей дистанции готовы 14 первозимников – это электромеханики района электроснабжения, электромонтёры тяговой подстанции, электромонтёры контактной сети. Курс обучения составил для них 24 часа. Для энергодиспетчера – 8 часов, – уточняет инженер по подготовке кадров Волгоградской дистанции электроснабжения Екатерина Федина. – В программу обучения вошли такие темы, как «Порядок работы при низких температурах», «Снегоборьба на станциях и перегонах», «Техника безопасности и оказание первой медицинской помощи при переохлаждении», «Особенности монтажа проводов воздушных линий в зимний период», «Механические средства борьбы с гололёдом», «Схемы плавки» и другие. 

Первую зиму в новых должностях в этом году испытают на себе 79 работников Волгоградского центра организации работы железнодорожных станций. Основной поток уже прошёл программу обучения, но приём продолжается, и занятия с вновь поступившими будут проходить в индивидуальном порядке. Больше всего новичков будет работать в зимнее время года на станциях Волжский, Татьянка, Волгоград-1, Сарепта, Себряково, Петров Вал. В число первозимников в большинстве своём попали сотрудники рабочих профессий и специалисты. Руководителей – всего четверо. 

В этом году среди первозимников нет тех железнодорожников, которые, сохранив свою должность, перешли на другое место работы. Так, например, составитель поездов, уже проходивший ранее программу обучения первозимника и работавший на одной из станций, при переводе на другую станцию в этой же должности уже не считается первозимником и обучаться повторно не должен. 

Программа обучения первозимников включает в себя курс лекций, просмотр видеофильмов по охране труда, разбор телеграмм, сообщающих о нарушениях, допущенных в зимний период работы, а также разбор ошибок на практических занятиях. Обязательно знакомство с техникой безопасности и способами оказания первой помощи при переохлаждении. Далее – согласно специализации. С наступлением холодов существенно изменяется специфика работы железнодорожников. Например, в базовом центре обучения ведущий инженер Владимир Клюев на примерах рассказывает, как дежурный по станции должен передавать команды другим участникам организации железнодорожного движения, если за окном метель или сильный ветер и подхода поезда к станции совсем не слышно. 

С прошлого года многие первозимники стали проходить обучение на своих станциях, если там имеются специально оборудованные технические кабинеты. Возможность обучения без командировок получили работники станций Арчеда, Себряково, Татьянка, Волжский, Котельниково, Петров Вал. 

Успешно пройдя соответствующий курс подготовки, первозимник остаётся под контролем наставника ещё в течение трёх лет.

Дежурный по станции Чапурники Сергей Боженко перешагнул свой первый рубеж ещё в прошлом году. Эта зима для него – вторая. Оглядываясь на полученный ранее опыт, он уверяет, что приобретённые знания помогли ему справиться с возникавшими трудностями и в совокупности с практикой позволили сделать определённые выводы.

– В прошлом году я прошёл обучение в полном объёме. Полученные знания мне пригодились той зимой и, я уверен, пригодятся и во все последующие. Но, как показала практика, самое главное – это не волноваться, не паниковать, если, например, стрелочный перевод засыпало снегом и он перестал переводиться. Для решения этой задачи есть конкретный алгоритм действий, и нужно оперативно направить работников для устранения временной неисправности. Но лучше всего перед началом своей смены убедиться в наличии снегоборцев, а потом осуществлять своевременный контроль состояния технических средств. 

Основной поток первозимников уже подготовлен к предстоящему холодному сезону. Вновь поступающие работники пройдут обучение по индивидуальному графику. Об уровне подготовленности первозимников можно будет судить только по их результатам работы в зимний период времени. 
Любовь Каретникова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31