30 ноября 2021 05:11

30 ноября 2021 05:11

фото: Алексей Шмалей

Мы – за чистый труд!

Соблюдение санитарных норм рабочих зон предприятий взято на особый контроль профсоюза

Как навести порядок в организациях, которые специализируются на уборке предприятий? Этим вопросом решили заняться всерьёз в Саратовском отделении Дорпрофжел на Приволжской железной дороге.
Когда несколько лет назад в рамках очередного этапа реформирования отрасли в нашей стране ряды железнодорожников покинули уборщицы, наведение порядка на предприятиях было возложено на аутсорсинговые организации. На первых порах к работе аутсорсеров со стороны железнодорожников не возникало никаких вопросов, однако со временем всевозможные проблемы и претензии начали накапливаться как снежный ком, в результате чего настрадались не только уборщицы, но и сами железнодорожники, которым теперь вместо гаечных ключей иногда приходится брать в руки швабры и половые тряпки.

После того, как первые работницы хозблока перешли на аутсорсинг, их ряды начали стремительно редеть. А всё потому, что социальные гарантии и должностные оклады, которые им предлагались, были настолько мизерными, что часть из них уволилась сразу, а оставшиеся в строю согласились работать на две ставки со всеми вытекающими из этого последствиями. Бывало и так, что обязанности уборщиц вместе с соответствующими доплатами к зарплате возлагались на работников железнодорожных предприятий.

– С уборщицами мы, конечно, горя хлебнули, – признаётся председатель ППО Приволжской дирекции по тепловодоснабжению Игорь Невзоров. – Выделяемых для аутсорсинговой организации средств на уборку помещений не хватало. В результате мы решили доплачивать своим работникам за то, чтобы они убирали свои рабочие места. Таким образом, нам удалось хоть как-то уйти от этой проблемы. Хотя лично я считаю, что каждый железнодорожник обязан убирать своё рабочее место, только этот процесс должен быть организован не на словах, а прописан в нормативных  документах. Ну а если говорить в целом, то наводить порядок на предприятиях должны, всё-таки, работники аутсорсинга.

Справедливости ради стоит отметить, что по пути ДТВ пошли далеко не все структурные подразделения. На большинстве предприятий уборкой площадей сегодня занимаются профессионалы из числа аутсорсеров.

Для того, чтобы проверить качество наведения порядка на предприятиях, действующих в границах Саратовского региона Приволжской железной дороги, был организован рейд, в котором помимо корреспондента дорожной газеты приняли участие правовой и технический инспекторы, а также руководитель Саратовского отделения Дорпрофжел на Приволжской железной дороге Владимир Колесников. 

– Мы решили организовать этот выезд, чтобы выяснить, кто и как обслуживает наши предприятия, – пояснил Владимир Петрович. – Железнодорожники – члены профсоюза неоднократно обращались в нашу организацию по этому поводу, а оставлять наших людей наедине с проблемами не в наших правилах. На прошлой неделе мы уже ездили на Ершовский железнодорожный узел. Нужно сказать, что после нашего визита в сервисное локомотивное депо Ершовское, там появились положительные подвижки в деле организации уборки. Сегодня с этой же целью мы поедем на станцию Анисовка.

Свой первый совместный рейд мы решили начать с сервисного участка «Анисовка». 

Рядом с большим ангаром, где локомотивы проходят сервисное обслуживание, расположено административное здание и ещё один корпус, где переодеваются и моются слесари до и после трудовой смены. Общая площадь помещений, занимаемых сегодня ООО «ТМХ-Сервис» в Анисовке составляет порядка 3000 квадратных метров. Ежедневно содержать в чистоте территорию, сравнимую по площади с половиной футбольного поля, обязаны четыре уборщицы ООО «ТМХ-Сервис» и ещё две, представляющие аутсорсинговую организацию. Формально аутсорсеров должно быть также четверо, но кто согласится работать на такой территории за 3900 рублей в месяц, не имея при этом ни льгот, ни социальных гарантий? И мы уже не говорим про отсутствие снабжения инвентарём и чистящими средствами…

– В итоге уборщицы из числа аутсорсеров приходят за инвентарём ко мне, – рассказывает старший мастер сервисного участка «Анисовка» филиала Южный ООО «ТМХ-Сервис» Алексей Деменко. – От своей организации они как-то получили ведро и половую тряпку, а всё остальное мы выдаём им сами во временное пользование, хотя и не обязаны этого делать. А как иначе они смогут поддерживать чистоту на нашем предприятии? Когда мы решили обратиться с этим вопросом к руководству аутсорсинговой компании, оказалось, что ни одна из уборщиц даже не знает названия организации, которую они представляют сегодня, поэтому найти телефон их руководства оказалось невозможно. Дело в том, что за последние несколько лет работниц неоднократно переводили из одной организации в другую, информируя об этом их только по телефону. Никаких документов, в которых бы нашли отражение реальный объём выполняемых работ и размер вознаграждения работницам, предоставлено не было. По словам правового инспектора Саратовского отделения Дорпрофжел, этот факт уже сам по себе является грубым нарушением трудового законодательства РФ. 

Разумеется, такой подход не мог не отразиться на качестве уборки, и теперь работники депо вынуждены принимать душ, стоя на грязном кафеле, который возможно оттереть только лишь дорогостоящими чистящими средствами. И если бы не профсоюзная организация, которая выделила деньги на ремонт пришедшего в негодность потолка в вдушевой, слесари вообще бы мылись в антисанитарных условиях.

– Я считаю, что нужно поставить по ведру и швабре с тряпкой в кабинетах тех людей, которые всё это допустили! – справедливо возмущается Владимир Колесников. – Работники предприятий не должны страдать из-за чьей-то ошибки! 

Примерно в такой же патовой ситуации оказались сегодня и три уборщицы дома отдыха локомотивных бригад станции Анисовка, которые формально относятся к обществу с ограниченной ответственностью «Альфа Клининг» – аутсорсинговой организации. Её центральный оффис находится в городе Красноярске. Помимо мизерной зарплаты в 5527 рублей в месяц, они получают дополнительную тысячу рублей на приобретение чистящих средств. Из-за скудного финансирования им приходится по несколько раз штопать выданные когда-то половые тряпки и покупать самые дешёвые моющие средства, которые толком ничего не отмывают. 

У самих локомотивщиков, отдыхающих в бригадном доме, к качеству уборки никаких претензий не возникает. Ведь уборщицы моют на совесть, забывая подчас даже о своём собственном здоровье, используя во время уборки опасную кислоту. При этом никакой защитной спецодежды (кроме бумажных респираторов) от своего руководства они, понятное дело, никогда не получали.

– Пара специальных защитных перчаток стоит 115 рублей, а нас здесь работает трое. Чтобы хоть как-то уложиться в выделяемую нам тысячу рублей, мы вынуждены были принести из дома свои щётки, веники и швабры, – рассказывает уборщица бригадного дома Рашида Хафизова. – А про социальный пакет, который когда-то был в ОАО «РЖД», мы уже даже и не мечтаем... Нам не то что отпуск, даже справку о доходах отказываются предоставлять!

Расплывчатые формулировки трудового договора с ООО «Альфа Клининг», к сожалению, уже давно не вызывают доверия у добросовестных работниц хозблока. 
Воспользовавшись советом руководства Саратовского отделения Дорпрофжел на Приволжской железной дороге, уборщицы написали коллективную жалобу, правда, пока ещё не решили, куда конкретно её отправить: в прокуратуру или федеральную службу по труду и занятости. А быть может, в обе инстанции одновременно? Решать им самим.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30