06 декабря 2021 17:34

06 декабря 2021 17:34

фото: Владимир Кожунков

«Lego»-магистраль

Деревянные и бетонные шпалы могут в ближайшем будущем заменить пластиковыми

Локомотив времени неудержимо несётся вперёд. Многое, что ещё вчера казалось на железной дороге незыблемым и незаменимым, завтра, возможно, останётся позади навсегда. И как в своё время тепловая, а затем и электрическая тяга сменили паровую, так и на замену деревянной и железобетонной шпале идёт нечто принципиально новое.
В современных условиях альтернативой этим привычным материалам верхнего строения пути могут стать шпалы из... пластика. 

– Этот ключевой элемент пути, созданный из композитных материалов, ещё не используется в массовом порядке, сейчас он проходит испытания на железнодорожном полигоне ВНИИЖТ, – рассказывает главный инженер Саратовской дистанции пути Камран Бабаев. – Двухлетний «экзамен» уже подтвердил высокие технические показатели этой инновационной разработки. Сроки эксплуатации пластиковых шпал доходит до полувека, а их вес не превышает 70 килограммов. Одно из главных преимуществ новшества – возможность его вторичного использования. Повреждённые шпалы можно ремонтировать на месте, для чего используются специальные герметики, а при серьёзных повреждениях – переплавлять в новые изделия на заводе-изготовителе.

Как подчеркнул собеседник, не менее важным плюсом является характер воздействия инновационного элемента пути на подвижной состав.

– Неоднородный путь, получившийся в результате установки бетонных шпал на деревянных участках пути, имеет неравномерную упругость, – поясняет Камран Маисович. – При установке пластиковых шпал вместо сгнивших деревянных будет обеспечиваться практически равномерная упругость пути. Это позволит снизить шумы и уменьшить вибрацию.

Высокую оценку своих прикладных характеристик инновация, обкатываемая в тестовом режиме, получила и у «смежников».

– Для меня как специалиста в области железнодорожной автоматики и телемеханики пластиковые шпалы являются привлекательными из-за отсутствия в их конструкции металлической арматуры, которая используется в бетонных шпалах, – отмечает заместитель директора Саратовского техникума железнодорожного транспорта по учебно-производственной работе Денис Селивёров. – Как показывает практика, разрушение бетонной шпалы или износ электроизолирующих элементов приводит к нарушению нормальной работы электрических рельсовых цепей и становится причиной сбоев кодирования автоматической локомотивной сигнализации (АЛС).

Исследование эксплуатационной эффективности применения пластиковых шпал нашло своё отражение и в научном изыскании студентки второго курса Саратовского техникума железнодорожного транспорта Дании Тугушевой. В рамках проводимого анализа Дания посетила несколько станций и перегонов Саратовского региона Приволжской железной дороги. Там она ознакомилась с рядом технических проблем, с которыми сталкиваются путейцы при эксплуатации деревянных и бетонных шпал.

– Это гниение, а также растрескивание деревянных и бетонных шпал, трудоёмкость замены бетонных конструкций из-за их большого веса, – констатирует Дания. – Все эти проблемы, на мой взгляд, могут быть решены с началом использования пластиковых шпал.

Егор Четвериков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31