28 июля 2021 08:12

28 июля 2021 08:12

Без поезда – как без рук

Урюпинск иногда называют «столицей российской провинции», подразумевая его историко-культурное и экономическое значение. Но железнодорожная станция в этом оживлённом городе выполняет сугубо локальную роль. Здесь рельсовая однопутка заканчивается тупиком.
Открытая в 1871 году магистраль от Грязей до Царицына странным образом прошла мимо тогдашней станицы Урюпинская, которая была местом проведения крупной ярмарки. К этому населённому пункту протянули 35-километровое ответвление от главной линии железной дороги. О том времени, когда сюда прибыл первый поезд, напоминает сохранившееся на территории станции Урюпино деревянное здание вокзала, до сих пор действующее как жилой дом. В нём проживает несколько семей путейцев и вагонников. 

В отличие от большинства такого рода объектов на второстепенных железнодорожных участках, современный вокзал Урюпинска расположен в самом центре города. Не уступающий своими размерами иным сильно загруженным транспортным узлам, он в течение последних лет превратился в вотчину торговли и бытовых услуг. Его помещения сдаются в аренду предпринимателям. Есть тут и комнаты отдыха, где ночлег обойдётся значительно дешевле, чем в обычной гостинице. 

Казалось бы, от подобного перепрофилирования двойная польза: и бизнес развивается, и здание не ветшает, ведь арендаторы согласно договору заботятся о нём, поддерживают в исправном состоянии коммуникации. Но вот вопрос: придёт ли время, когда местный вокзал вновь начнёт использоваться по прямому назначению? 

Правда, железнодорожная касса здесь продолжает действовать. Можно даже оставить багаж на хранение: за вещами присмотрят сотрудники частного охранного агентства, которые несут на вокзале круглосуточное дежурство. Однако, чтобы уехать, придётся пройти на соседнюю автостанцию. 

Урюпинск и Волгоград разделяют 330 километров, это минимум пять часов езды автобусом или маршруткой по тряской дороге. Понятно, не каждому пожилому пассажиру под силу благополучно выдержать такой путь. Просьбы восстановить железнодорожное сообщение с областным центром неизменно поступают от жителей Урюпинска. Прежде график движения местного поезда был очень удобным: отправляясь в 23 часа, он рано утром прибывал к месту назначения. Начальник вокзала Урюпино Светлана Васянина, в то время билетный кассир, вспоминает: пять или шесть вагонов, среди которых были и купейные, всегда нормально заполнялись. Позже до Волгограда курсировал один общий вагон, который на ближайшей станции Алексиково подцепляли к транзитному составу. Но эта связующая нить оборвалась в декабре 2011 года. 

Разделяя мнение о том, что местным пассажирам не помешал бы и обычный рельсовый автобус, начальник железнодорожной станции в Урюпинске Виктор Гуркин не слишком верит в то, что вышеуказанные обращения граждан возымеют эффект. Чтобы возобновить маршрут в несколько сотен километров для отдельного вагона или – тем более – целого пассажирского поезда, потребуются дотации из областного бюджета, и немалые. Впрочем, как говорится, жизнь покажет.  

А вот грузопоток, несмотря на конкуренцию со стороны автоперевозчиков, не ослабел. За 2014 год на станции Урюпино выгружено 1583 вагона; поступают нефтепродукты, трубы большого диаметра для газовиков, минеральные удобрения для аграриев. Показатель погрузки вдвое больше: в городе немало предприятий с интенсивным производством, например, крановый и маслоэкстракционный заводы, где много подъездных рельсовых путей.

Станция, за которой закреплено 48 работников, в отдельные периоды действует круглосуточно. Порой сюда прибывает сразу по тридцать вагонов, и тогда на помощь вызываются маневровый и магистральный «вывозной» тепловоз из Алексиково. К слову, данный перегон – полностью на железобетонном основании, и составы могут идти здесь со скоростью порядка 60 километров в час.

Александр Гуляев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31