27 ноября 2021 15:33

27 ноября 2021 15:33

фото: Егор Четвериков

ЧП замедленного действия

Бдительность работника Ершовской дистанции СЦБ спасла от крушения грузовой поезд

Последний день ушедшего лета на перегоне Плёс – Ершов ознаменовался цепью удивительных событий. И только благодаря профессионализму и бдительности железнодорожников Приволжской магистрали да счастливому стечению обстоятельств удалось избежать, казалось бы, неминуемой трагедии.
А начиналась эта история вполне прозаично. По чётному пути перегона Плёс – Ершов двухпутного неэлектрифицированного участка Анисовка – Ершов двигался грузовой поезд. В один момент у 50-го вагона с головы поезда (всего в составе их было 72) произошёл излом левой боковой рамы первой по ходу движения тележки. К счастью, возникший дефект не обернулся серьёзным ЧП: ни сходом подвижного состава, ни нарушением габарита по нечётному пути. Локомотивная бригада как ни в чём не бывало вела состав дальше...

По словам старшего ревизора по безопасности движения поездов Саратовского региона Алексея Комарова, это объясняется тем, что после излома боковая рама упёрлась не в деревянный «пол», который она, конечно же, продавила бы, и тогда мгновенный сход был бы неизбежен. Возникшую перегрузку приняла на себя рама тележки вагона.

– Это в какой-то степени сдержало давление груза на колесо и более-менее равномерно распределило его тяжесть, – заключил Алексей Васильевич. – Из-за этого вагон не вышел из габаритов, не раскачивался и, почти не обнаруживая внешних признаков неисправности, шёл в составе поезда.

По словам ревизора, единственное, что выдавало в 72-вагонном составе «паршивую овцу», – это небольшое запыление, которое локомотивная бригада в 50-м с головы поезда вагоне, естественно, не могла обнаружить. Зато его вовремя заметил старший электромеханик Ершовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Алексей Седых, который вместе с бригадой находился на этом участке пути, проводя работы.

К тому моменту, как молодой железнодорожник обратил внимание на нехарактерный для «здорового» движения поезда пыльный шлейф, состав с неисправным вагоном прошёл уже более десяти километров. До очередной промежуточной станции оставалось несколько минут.

– На станции, при заезде вагона с дефектной боковой рамой на стрелочный перевод крушение поезда стало бы неизбежным, – констатировал Алексей Комаров. – Но благодаря грамотным и своевременным действиям старшего электромеханика Алексея Седых этого не произошло. Он увидел, что боковина находится в ненормальном состоянии: колёса не вращаются и вся ходовая конструкция идёт «юзом». Это создавало небольшое искрение: металл тёрся об металл. Эсцебист разглядел это благодаря тому, что он и его бригада находились как раз с той стороны, где произошёл излом боковины. 

О выявленной неисправности Седых сообщил дежурному по станции, а тот в свою очередь передал полученную информацию поездному диспетчеру и машинисту поезда. После этого состав был остановлен и осмотрен локомотивной бригадой. В ходе осмотра вагона, кроме излома боковой рамы, было замечено, что вышедшее из строя колесо нагрелось «до синевы». В ходе расследования, при более детальном рассмотрении повреждений была зафиксирована деформация металлических частей рамы вагона, а на нижней части излома тележки – глубокие борозды.  

После остановки поезда дефектная тележка была замена. После чего вагон отцепили от состава и в индивидуальном порядке доставили на станцию Анисовка специально прибывшим для выполнения этой миссии локомотивом. В эксплуатационном вагонном депо Анисовка было проведено детальное расследование, проходившее с участием всех заинтересованных сторон, в том числе представителей предприятия ООО «ХОЛСИМ (РУС)» – собственника злополучного вагона.

Выяснилось, что вышедшая из строя боковина тележки была изготовлена в 2009 году в Мариуполе частным акционерным обществом «АзовЭлектроСталь». В ходе проведённой экспертизы было установлено, что во фрагментах изломавшейся боковой рамы находились усталостные трещины площадью 144 квадратных миллиметра. Это ускорило развитие неисправности.

– Если изначально площадь зарождения излома была небольшая, то в ходе эксплуатации вагона она получила существенное развитие, – пояснил ревизор по безопасности движения поездов по вагонному и пассажирскому хозяйству Дмитрий Манаев. – Очагом развития усталостной трещины стал подповерхностный литейный дефект в виде раковины. Этот дефект был «заложен» ещё при изготовлении тележки. То есть, те вкрапления шлаков, воздушные раковины, выявленные в ходе расследования, – заводской брак. Площадь ускоренного долома составила 82 процента. Другими словами, по совокупности «усталости» и трещин произошло ускоренное развитие этого дефекта, что привело к излому левой боковины рамы тележки. 

Таким образом, в данном случае имел место изначальный дефект литья. Он развивался по мере накопления и усиления динамической нагрузки. Это как с любым злокачественным образованием, которое, попадая в благоприятную среду, незаметно прогрессирует до тех пор, пока однажды болезнь не вырвется наружу...

Работник ревизорской службы подчеркнул: на счету мариупольского завода «АзовЭлектроСталь» это уже восьмая боковина с нарушением предусмотренной технологии изготовления.

– В ОАО «РЖД» проводятся мероприятия по изъятию именно боковых рам 2009 года изготовления, выпущенных этим изготовителем, – пояснил Алексей Комаров. – Но вагонов с такими тележками много, быстро их обнаружить и «снять с пробега» затруднительно. К тому же важно понимать, что подобный изъян в боковой раме не может быть выявлен осмотрщиками вагонов. 

Проведённым расследованием установлено: данное событие было вызвано нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и классифицировалось как излом литых деталей железнодорожного подвижного состава, а именно боковой рамы. Виновник произошедшего – ЧАО «АзовЭлектроСталь», поставщик заводского брака.

А Алексея Седых и его бригаду за «спасение поезда» представили к награде. 

– Приказом начальника Приволжской железной дороги Александра Храпатого старший электромеханик Алексей Седых отмечен знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД», – сообщил начальник Ершовской дистанции СЦБ Сергей Седых. – Глава магистрали лично вручит ему эту заслуженную награду. Остальным работникам бригады полагаются денежные вознаграждения и благодарности от руководства дороги.

Егор Четвериков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30