07 декабря 2021 02:42

07 декабря 2021 02:42

фото: Личный архив

Живой щит

Война и мир глазами фронтовика-железнодорожника

В рамках празднования 70-летия Победы в Волгограде вышла в свет книга воспоминаний миномётчика, рядового Петра Фильберта, после войны работавшего заместителем начальника службы защитных лесонасаждений Сталинградской железной дороги.
В книге Пётр Александрович описывает важные эпизоды своей жизни: участие в Сталинградской битве, труд на железнодорожном транспорте. 

Миномётчик 140-го миномётного полка принял первое боевое крещение 10 сентября 1942 года в городе на Волге. После победного завершения Сталинградской битвы вместе с однополчанами дошёл до Австрии. 1 июня 1945 года полк был расформирован, и Пётр Фильберт вернулся в Сталинград. С 1945-го по 1960 год фронтовик работал на железнодорожном транспорте.

Интересным эпизодом железнодорожной службы Петра Фильберта стал разговор в одном из кабинетов МПС, куда его вызвали из Сталинграда.

«Меня принял работник ЦП в звании полковника, – пишет Пётр Фильберт. – Узнав, что я со Сталинградской дороги, он спросил о нашей работе. Я ответил, что работа идёт, что планы выполняем, но стараемся работать лучше. Он немного подумал, потом открыл ящик своего письменного стола, достал Правила технической эксплуатации железных дорог и, показывая мне эту известную книжку, спросил, есть ли у нас вот такая инструкция по нашим работам. Я, не долго думая, ответил этому полковнику, что такую книжку, одну для наших работ по живой защите, сделать невозможно, так как у нас сколько дорог, столько различных природных условий, и что инструкции по всем нашим работам мы пишем сами, исходя из местных условий. Что было делать незадачливому путейцу – убрал он в стол ПТЭ и, видимо, понял меня, потому что больше подобных вопросов не задавал...».

Ещё одним знаменательным событием фронтовик считает своё участие в правительственной комиссии по проверке состояния гнездовых посевов дуба и дубрав промышленного значения в Сталинградской области, а также работу над брошюрой по живой защите.

«Мне хотелось написать пособие для мастеров лесокультур, в котором было бы обобщено всё передовое и новое, что применялось у нас на Сталинградской железной дороге и в лесхозах, – делится автор. – Хотелось дать командирам живой защиты какое-то своё, железнодорожное пособие, поскольку в то время по снегозащитным лесонасаждениям на транспорте ничего не издавалось. В мечтах у меня было, чтобы каждая дорога вот так же обобщила свой опыт, написала бы такую книжечку, а впоследствии все их объединить в нужный труд, которому не было бы цены».

Именно Пётр Фильберт доказал целесообразность создания однополосных насаждений с широкими трёхметровыми междурядьями, считая это лучшим, что можно рекомендовать в те годы на железных и автомобильных дорогах юго-востока страны. Такие лесополосы нашли применение в бывшей Волгоградской дистанции защитных лесонасаждений.

После ликвидации Сталинградской железной дороги Пётр Александрович работал в Арчединской райконторе живой защиты, в Аткарской дистанции защитных лесонасаждений, а затем и в Морозовской на станции Суровикино. Был награждён медалью «За трудовое отличие». На заслуженный отдых ветерана проводили уже из Всесоюзного научно-исследовательского института агролесомелиорации.

В 1979 году Пётр Александрович Фильберт ушёл из жизни, но осталась его рукопись, которую удалось опубликовать лишь в год 70-летия Победы.
Анатолий Венецианов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31