07 декабря 2021 03:03

07 декабря 2021 03:03

фото: Владимир Кожунков

Расстановка сил

В дистанциях пути оптимизируют численность операторов-дефектоскопистов

В цех дефектоскопии Волгоградской дистанции пути поступил новый ультразвуковой дефектоскоп РДМ-12. Он предназначен для обнаружения, регистрации и расшифровки «дефектных» сигналов, подаваемых рельсами на участках, проверка которых одновременно по двум нитям затруднена или небезопасна. Однако из-за кадрового кризиса возникли сомнения: хватит ли на предприятии специалистов, способных управлять новинкой?
Данный однониточный дефектоскоп удобен для диагностики технического состояния стрелочных переводов. По сравнению с используемыми ранее дефектоскопами сплошного контроля эта модель более совершенна: увеличено количество каналов последовательно-параллельной системы возбуждения и приёма ультразвуковых колебаний, обеспечивающей обнаружение различно ориентированных дефектов за один проход контролируемого участка. Кроме этого, повышена достоверность контроля «шумящих» рельсов и рельсов, износ которых приближается к предельно допустимому. В новую модель встроена система голосового оповещения, которая срабатывает при пропадании акустического контакта в канале, а также системы ГЛОНАСС и GPS. Данный дефектоскоп – съёмный, его можно переносить в специальном рюкзаке. Правда, вес машины снижает уровень её мобильности: более чем двадцатикилограммовую поклажу далеко не унесёшь.

Освоение дефектоскопа в дистанции началось с 1 сентября. С его помощью уже проверено 25 стрелочных переводов. Оператор дефектоскопной тележки Денис Пустов успел отметить положительное качество «одноногого диагноста»:

– Если раньше при прохождении дефектоскопом по двум ниткам пути стрелочного перевода дежурный по станции должен был в нужный момент перевести стрелку, то сейчас, при использовании РДМ-12 в этом нет необходимости.  

Техническое обновление – это замечательно, спору нет. Однако одновременно предприятие столкнулось с проблемой оптимизации численности сотрудников.

– Вместо прежних двадцати двух останется восемнадцать специалистов, которые должны будут, как и прежде, выполнять суточную норму, а это, вместе со стрелочными переводами, – порядка 9 километров в летний период и 8 километров в зимний. Необходимо проверять более 221 километра главного хода, 85 километров приёмоотправочных путей, 398 стрелочных переводов и 15900 сварных швов. В дополнение надо ещё сформировать бригаду из двух человек для проведения вторичного контроля, – рассказывает мастер цеха Виктор Назаренко, недоумевая, как с таким ограниченным количеством работников выполнять плановые показатели.

Даже при умелом распределении оставшихся людей по участкам диагностирования пути сил не всегда хватает. А ещё нужно учесть запланированные отпуска, сессии, внезапные болезни и семейные обстоятельства...

Как пояснили в Приволжской дирекции инфраструктуры, сокращение вызвано изменением нормативной численности операторов дефектоскопных тележек согласно распоряжению ОАО «РЖД» № 2399р от 16 декабря 2014 года «Об утверждении норм времени на работы по эксплуатации средств рельсовой дефектоскопии, нормативов численности операторов дефектоскопных тележек и сигналистов», согласно которому нормы времени приведены в соответствие с технологией выполняемых работ.

– В  Приволжской дирекции инфраструктуры при приведении к нормативной численности штата операторов дефектоскопных тележек на 2015 год потребовалось сократить 34 работника,– комментирует начальник службы организации оплаты труда дирекции Ольга Емельянова. – С марта текущего года отток рабочих происходит естественным путём, например, в связи с выходом на пенсию или увольнением по собственному желанию. Тем, кто всё-таки попадает под сокращение, предложены имеющиеся вакансии.

В результате с марта текущего года из 449 операторов дефектоскопных тележек было высвобождено 34 рабочих места – в основном естественным оттоком. Наибольший «удар» пришёлся на Волгоградскую (4 человека) и Аткарскую дистанции пути (5 человек). 

– Следует отметить, что в непростой экономической обстановке все оптимизационные процессы в компании продуманы и рациональны, – подчёркивает заместитель начальника Приволжской дирекции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам Александр Рура. – Например, в 2015 году средства по фонду заработной платы, высвобожденные от оптимизации численности, частично были направлены на установление дополнительных зональных надбавок. Работники наших структурных подразделений Волгоградского региона, преимущественно с низкими тарифными разрядами и наименьшим коэффициентом, показывающим соотношением уровня оплаты труда к региональному, получили надбавку к заработной плате. Это прежде всего монтёры пути, электромонтёры контактной сети и электромонтёры СЦБ. Данная мера направлена на повышение привлекательности компании как работодателя на региональных рынках труда, она позволила повысить заработную плату указанных работников к региональному уровню, снизить текучесть кадров по основным производственным группам. В текущем году Волгоградскому региону было выделено на эти цели 24 миллиона рублей.

Тем временем 3 сентября четверо операторов дефектоскопных тележек Волгоградской дистанции пути получили уведомления. До 1 ноября у них есть время подумать – согласиться ли на должность монтёра пути или искать другое место работы.

Любовь Шмакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31