01 декабря 2021 20:52

01 декабря 2021 20:52

фото: Алексей Шмалей

В поиске скрытых резервов

Бережливое производство – одно из приоритетных направлений деятельности Приволжской железной дороги

2015-й год в ОАО «РЖД» объявлен «Годом бережливого производства». Поэтому сегодня любая деятельность, направленная на поиск скрытых резервов и сокращение непроизводительных потерь, – приоритет для каждого железнодорожника. Не стали исключением и труженики Приволжской магистрали, которые в текущем году максимум внимания уделяют внедрению бережливых технологий. Наш корреспондент узнал, насколько успешно они это делают.
Александр Волоренко, начальник КТБ административно-хозяйственного центра Приволжской железной дороги

– Александр Константинович, как вы оцениваете организацию бережливого производства на полигоне Приволжской в этом году?

– Для начала нужно сказать, что работа по внедрению технологий бережливого производства на дороге организована в полном соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД», регламентирующими данную сферу деятельности. Параллельно у нас регулярно издаются внутридорожные приказы и распоряжения за подписью начальника дороги Александра Васильевича Храпатого, а также главного инженера Александра Николаевича Смородина. Постоянное внимание и поддержка со стороны руководства магистрали позволяют на достойном уровне организовывать работу, связанную с бережливым производством. Это способствует достижению максимального результата.

– Каких успехов железнодорожникам удалось добиться на этом поприще с начала года?

– За первые семь месяцев экономический эффект, полученный за счёт внедрения технологий бережливого производства, в целом по дороге превысил 22,8 миллиона рублей. А всего за год мы планируем сэкономить не менее 47 миллионов рублей.

Если взять статистику по этому показателю за последние несколько лет, то мы увидим положительную динамику. Так, по итогам 2012 года экономический эффект едва превышал 29 миллионов рублей, в 2013 году – 32 миллиона, а в 2014 экономия составила 45,8 миллиона рублей.  

В декабре прошлого года, при формировании целевых показателей на 2015 год, все функциональные филиалы, действующие на полигоне Приволжской железной дороги, сами установили для себя более высокую «планку» по сравнению с прошлым годом. Работники служб и дирекций проанализировали результаты 2014 года и решили, что им вполне по силам улучшить свои показатели.

– Приведите, пожалуйста, несколько наиболее интересных примеров совершенствования технологических процессов, реализованных или реализуемых с начала 2015-го на полигоне дороги.

– Наиболее интересные проекты регулярно освещаются на страницах «Железнодорожника Поволжья». Однако выделять какой-либо из них мне не хотелось бы: это будет не совсем корректно по отношению к другим, не менее интересным предложениям. Для нас важен каждый проект улучшения, а для отдельно взятого структурного подразделения наиболее интересным покажется, скорее всего, тот, который был или будет реализован в их хозяйстве.

Объективно ответить на ваш вопрос у меня получится только в конце года, когда на дороге завершится конкурс «Лучшее подразделение полигона Приволжской железной дороги в проекте «Бережливое производство», в рамках которого наиболее значимые для дороги проекты выберет авторитетная комиссия.

– Насколько мне известно, дорожный конкурс такого рода проводится впервые. Расскажите, что нужно сделать, чтобы принять в нём участие?

– В конкурсе может участвовать любое структурное подразделение полигона дороги, занятое в системе бережливого производства. Выявлять победителей будут в три этапа. Сначала по линии каждой региональной дирекции (службы) отбирается пятёрка лучших подразделений, в каждом из которых будет проведён 5С-аудит. Победители первого этапа будут определены на основании экспертной оценки до 1 октября, после чего все они предстанут «перед судом» дорожной комиссии.

В настоящий момент основная работа проводится внутри хозяйств: предприятия формируют свои заявки и передают их в соответствующие дирекции и службы. Результаты конкурса будут оглашены в ноябре на итоговом заседании комиссии под председательством главного инженера дороги. Тогда мы и узнаем имена победителей и призёров, которые получат заслуженные награды. Главный приз – денежная премия в размере 100 тысяч рублей.

– А если говорить про сетевой конкурс, который проводится параллельно с дорожным, – готовы ли к нему наши предприятия? Можно надеяться на улучшение результатов прошлого года?

– Сетевой конкурс «Лучшее подразделение в Программе проектов «Бережливое производство» в ОАО «РЖД» проводится ежегодно, и каждый раз предприятия приволжского полигона принимают в нём самое активное участие. В ходе этого творческого состязания структурные подразделения приобретают бесценный опыт, который помогает им совершенствоваться и разрабатывать всё более интересные и эффективные проекты улучшений. С каждым годом число удачных проектов, представленных Приволжской железной дорогой, увеличивается, что здорово осложняет процедуру выбора самых достойных из них.

Следует особо отметить активность наших «новичков». В этом году в работу включились такие хозяйства, как Приволжская дирекция инфраструктуры, Саратовский информационно-вычислительный центр, Центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры, Приволжская дирекция по эксплуатации зданий и сооружение, а также региональная дирекция железнодорожных вокзалов.

Конечно же, мы рассчитываем улучшить прошлогодний результат. Быть оптимистами нам позволяет хотя бы тот факт, что в 2014 году от дороги было заявлено три межфункциональных проекта, а в текущем году – уже шесть. При этом существенно увеличилось и общее количество поданных заявок. Я пока не могу назвать точную цифру, ведь заявочная компания ещё не закончена: она продлится до 1 сентября.
– Насколько актуален для приволжан «бережливый» опыт других магистралей? Можно ли назвать дорогу, с которой нам следует брать пример?

– «Передовиком» в области бережливого производства принято считать Октябрьскую магистраль. Однако анализ предложений, которые вносятся полигонами сети дорог в Систему проектного мониторинга (СПМ), а также в систему 4i, свидетельствует: нельзя выделить в этом деле какую-то одну дорогу. Каждая магистраль разрабатывает актуальные и эффективные проекты, ряд которых можно внедрить и на предприятиях Приволжской. Главное, чтобы специалисты наших хозяйств не забывали почаще заглядывать в эту базу, чтобы не пропустить ничего интересного и важного.

На данный момент на Приволжской дороге принято к тиражированию 39 эффективных проектов бережливого производства, разработанных на других магистралях.

– Старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович недавно отметил: в организации проходящих в подразделениях компании «дней качества» «необходимо что-то менять». Есть ли у вас какие-либо предложения на этот счёт?

– По указанию главного инженера дороги, в ходе «дней качества» на Приволжской помимо основной повестки в обязательном порядке рассматриваются вопросы бережливого производства. Думаю, такую практику можно рекомендовать и другим магистралям.

– В последние годы, говоря о деятельности КТБ АХЦ, мы подразумевали в первую очередь бережливое производство. Какие ещё приоритетные задачи стоят сегодня перед вашими специалистами?

– Штат конструкторско-технологического бюро включает технологов, инженеров и конструкторов. В конце каждого года мы формируем план нашей работы на предстоящие двенадцать месяцев. Среди приоритетных направлений деятельности можно выделить разработку конструкторской и технологической документации на основании поданных предприятиями заявок. Это и технологические карты на погрузо-разгрузочные работы, и чертежи, и иная конструкторская документация. Тем самым минимизируется необходимость обращаться за соответствующими разработками в сторонние организации. Это, в свою очередь, позволяет экономить финансовые средства ОАО «РЖД».

– Ежемесячно в газете «Железнодорожника Поволжья» выходит тематическая полоса «Под знаком качества», посвящённая внедрению бережливых технологий на полигоне дороги. Какой информации, на ваш взгляд, не хватает нашим железнодорожникам, чтобы этот процесс стал ещё эффективнее?

– Моё предложение – создать постоянную рубрику, которая будет рассказывать о существующих инструментах бережливого производства. Ведь пока у всех на слуху только «5С», «визуализация», «картирование» и ТРМ (всеобщий уход за оборудованием). Однако на самом деле таких инструментов известно свыше 70, и каждый может оказаться полезным для железнодорожников. Думаю, подобая рубрика позволит читателям узнать много нового о бережливом производстве и не только.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31