04 декабря 2021 20:08

04 декабря 2021 20:08

фото: Алексей Шмалей

«Посторонним вход воспрещён»

Корреспонденту дорожной газеты посчастливилось побывать в диспетчерском центре управления перевозками

Если сравнить железную дорогу с живым организмом, то её «мускулами» можно назвать, конечно же, путейцев, обладающих большой физической силой и выносливостью, а «ногами» – локомотивщиков, обеспечивающих своевременную доставку грузов и пассажиров из пункта «А» в пункт «Б». Если и далее следовать этой логики, то сейчас я нахожусь в «мозговом центре» магистрали – диспетчерском центре управления перевозками Приволжской дирекции управления движением.
«Простым смертным» доступ в «святая святых» закрыт, однако для корреспондента дорожной газеты сделали исключение. Поэтому сегодня мне предстоит «испытать на себе» одну из ключевых профессий ДЦУП – поездной диспетчер. Их также называют «рулями», «регулировщиками» и даже «дирижёрами», и в каждом из этих определений – лишь доля шутки: от работы поездных диспетчеров на железной дороге и в самом деле зависит очень многое, если не всё.

Представители данной профессии по праву считаются элитой движенческого аппарата магистрали. Устроиться сюда на работу «с улицы» невозможно. Даже при наличии соответствующего железнодорожного образования и опыта работы вам никто не гарантирует стопроцентное трудоустройство в это подразделение. В результате строгого отбора в диспетчерский центр попадают только лучшие из лучших. Ведь один список основных задач и функций этих специалистов занимает две печатные страницы формата А4, а если учитывать все основные положения, инструкции, правила, регламенты и приказы, которыми в своей ежедневной деятельности руководствуются поездные диспетчеры, получится весьма увесистая книга, которую необходимо знать назубок и освежать в памяти при каждом заступлении на смену.

– Основные задачи нашего подразделения – оперативно организовать работу дороги по беспрепятственному пропуску вагонопотоков и поездов, рациональному использованию локомотивов и вагонов на полигонах дороги, соблюдению плана формирования, передачи и развоза местного груза, – перечисляет заместитель начальника ДЦУП Владимир Карнаков. – Наши специалисты организуют передачу вагонов через межгосударственные, междорожные и внутридорожные стыковые пункты в соответствии с техническими нормами эксплуатационной работы, осуществляют контроль за чёткой и бесперебойной деятельностью участков и станций Приволжской магистрали, обеспечивая при этом требуемый уровень безопасности. И это далеко не полный список выполняемых нами задач.

И в то же время, при всей своей элитности, поездной диспетчер – самая массовая профессия в ДЦУП. Согласно штатному расписанию, сегодня на Приволжской их насчитывается 108 человек. Все они работают посменно, в соответствии со специально разработанным графиком и в зависимости от имеющейся категории (первой или второй). Большинство поездных диспетчеров трудятся на своих «кругах» по принципу «день – ночь, два выходных». 

– Работникам диспетчерских кругов первой категории для отдыха даётся три выходных, – уточняет мой «гид».

В переводе с железнодорожного языка на общедоступный «диспетчерским кругом» называется рабочее место поездного диспетчера определённого участка. Сегодня в структуре ДЦУП насчитывается 19 таких «кругов», и все они расположены в здании управления Приволжской магистрали. Однако до октября 1997 года – момента образования ДЦУП – поездные диспетчеры были рассредоточены по четырём отделениям дороги (в ту пору, напомним, ещё существовало Ершовское).

– Поездной диспетчер руководит движением поездов на обслуживаемом диспетчерском участке региона управления и работой единой смены станций диспетчерского участка, – продолжает рассказ Владимир Львович. – Помимо этого, он обеспечивает выполнение сводного графика движения поездов, эффективное использование локомотивов и вагонов, а также пропускную и провозную способность участков. Особое внимание уделяется безопасности движения поездов при организации работ в «окна» и при нарушении нормального функционирования устройств СЦБ.

Пройдя ускоренный «курс молодого бойца», готовлюсь к своему первому «заступлению на смену». И хотя отработать её мне сегодня придётся исключительно в роли наблюдателя, почему-то волнуюсь больше, чем перед своим дебютным рейсом в кабине локомотива... 

Явка на работу у поездных диспетчеров всегда происходит раньше официального приёма-сдачи дежурства. Это время сдающий и принимающий смену проводят рядом. Пока первый продолжает действовать в штатном режиме, второй, сидя за соседним компьютером, наблюдает за происходящим со своего монитора. Таким образом, к моменту передачи дежурства сменщик уже полностью знаком с поездной обстановкой в регионе, количеством поездов, следующих по соседним участкам. После ознакомления с подходами заступивший диспетчер производит расчёт поездов по плану формирования и сверяет их с заданием на сдачу. А мы, стараясь не привлекать к себе внимания, переходим в следующий кабинет. Экскурсия по диспетчерским кругам продолжается. 

Владимир Карнаков протягивает мне документ под названием «фотография рабочего дня поездного диспетчера». Фактически всю двенадцатичасовую смену представители этой профессии отрабатывают в режиме «нон-стоп». Даже на приём пищи им отводится всего-навсего 10 минут! «Что-то новое» происходит здесь каждую минуту, хотя некоторые технологические операции периодически повторяются. Поэтому самое главное – не терять бдительности. 

К примеру, пять выбранных наугад рабочих минут поездного диспетчера, отвечающего за работу максимгорьковского узла, выглядят так: 9.47 – ведение ручного графика, 9.48 – телефонный запрос на перешивку стрелки, 9.49 – доклад маневрового диспетчера станции имени Максима Горького по местным поездам, 9.50 – заказ локомотивов в депо, 9.51 – ознакомление с подходом, планирование поездов... И так вплоть до 19.56 – момента сдачи смены.

Каждый поездной диспетчер прекрасно сознаёт свою ответственность за выполнение доверенной ему работы, в том числе и уголовную (в определённых случаях). Поэтому за всю историю существования диспетчерского центра не было ни одного случая, чтобы его сотрудник вышел на работу в нетрезвом состоянии. 

За что же можно любить столь сложную профессию, где перегрузки буквально зашкаливают? Ведь даже на заслуженный отдых поездные диспетчеры уходят на пять лет раньше большинства сотрудников холдинга... Правда, за свой титанический труд дирижёры движения получают больше, чем представители других массовых железнодорожных профессий. Однако, если вы захотите освоить эту работу только ради денег, у вас, скорее всего, ничего не получится. Здесь, как и в любом настоящем деле, надо иметь призвание.

– За что люблю? Трудно сказать... Но другой работы для себя я уже не представляю, – признаётся поездной диспетчер с 14-летним стажем Сергей Невелев. – Мне нравится моя работа: в ней нет ничего одинакового. Здесь всё зависит от поездной обстановки, которая постоянно меняется. В конце каждой смены мы видим результат своего труда и можем проанализировать, насколько качественно мы выполнили ту или иную задачу. В случае успеха получаем удовлетворение от проделанной работы – душа радуется! А результат во многом зависит только от нас, от нашего профессионализма...

Раздавшийся телефонный звонок прерывает десятисекундную беседу. Отвлекать Сергея Валерьевича от его работы мы больше не будем, тем более что участок Арчеда – Гумрак – Трубная, за который он отвечает (3-й волгоградский узел), считается одним из самых сложных в ДЦУП. 

Помимо зазвонившего телефона, по левую руку Невелева установлено ещё четыре аппарата, каждый из которых предназначен для определённого типа связи (либо телефонной, либо радиосвязи). В «изголовье» рабочего стола смонтирована стена из нескольких мониторов, в режиме реального времени транслирующих «картинку» с определённых участков дороги. Благодаря ряду автоматизированных систем, в том числе ГИД «УРАЛ» ВНИИЖТ, поездной диспетчер может получить любую информацию обо всём, что происходит на вверенном ему участке, начиная от фамилии машиниста, управляющего локомотивом, и заканчивая наименованием грузов, перевозимых в отдельно взятом вагоне. Непосвящённому вроде меня показания автоматизированных систем кажутся хаотичным хитросплетением непонятных символов, цифр и разноцветных линий. На самом же деле за ними скрываются железная логика и ювелирный расчёт. 

По правую руку от поездного диспетчера находится большой стенд с утверждённым графиком движения поездов на 2015 год. Длинные чёрные линии сводного графика очень похожи на обыкновенные нити. Кстати, это словосочетание – нитка графика – пришло именно отсюда.

– И не дай Бог случится какая-нибудь неисправность, из-за которой поезда выбьются из графика, – в голосе Владимира Карнакова звучат тревожные ноты. – Тогда все планы диспетчера перечёркиваются, и ему приходится выстраивать новые схемы и маршруты движения, чтобы вернуть задержанные поезда в график. Кстати, такое оперативное планирование работы поездной диспетчер осуществляет на каждые три часа вперёд.

Ознакомительная экскурсия подошла к концу. Разумеется, мне удалось взглянуть на удивительный мир поездного диспетчера, образно говоря, лишь через узкую щёлку, и всё же могу сказать с уверенностью: мой список «испытанных на себе» железнодорожных профессий пополнился одной из самых сложных и интересных. Чтобы стать поездным диспетчером, необходимо обладать незаурядным интеллектом, феноменальной усидчивостью, предельной бдительностью и определённым опытом работы на железнодорожной станции. Так что, если вам предложили место в диспетчерском центре управления перевозками, – вас можно поздравить: значит, на профессиональном поприще вы уже добились значительных высот. И готовы идти дальше.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31