04 декабря 2021 22:00

04 декабря 2021 22:00

фото: Денис Селивёров

Погода не помеха

Специалисты автоматики и телемеханики усовершенствовали работу выпрямительных панелей

Эсцебисты закончили масштабные работы по модернизации автоматики всех выпрямительных панелей типа ПВ-24/220ББ, эксплуатируемых на постах электрической централизации станций Приволжской железной дороги.
Цель этих преобразований – не допустить повторения транспортного коллапса, произошедшего в прошлом году на станции Саратов-1. Здесь в результате потери управления всеми стрелками с пульта дежурного по станции было задержано более двадцати поездов разного назначения: грузовых, пассажирских, дальнего следования и пригородных электричек. Отставание от графика движения некоторых из них составило свыше трёх часов.

В тот злополучный мартовский день шёл обильный снегопад, из-за напрессовки льда между остряком и рамным рельсом сложилась ситуация, при которой на упор работало сразу несколько стрелочных электроприводов. Ввиду значительного повышения силы тока в рабочей цепи питания электродвигателей произошло перегорание трёх предохранителей. Без того непростая ситуация усугубилась ещё и выходом из строя приборов СЦБ, что значительно увеличило время поиска отказа и восстановления нормальной работы устройств дежурным электромехаником. Произошедшее было классифицировано как транспортное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения поездов, и отнесено «на счёт» хозяйства автоматики и телемеханики.

– Всё это случилось из-за несовершенства электрической схемы питающей панели ПВ-24/220ББ, – поясняет заместитель начальника дорожной лаборатории автоматики и телемеханики Алексей Малютин. – Дело в том, что типовой схемой автоматики данной панели не предусмотрена функция отключения общего питания двигателей стрелочных приводов при их длительной работе на упор и попадании посторонних предметов, как, например, в современных питающих панелях ПСТ, ПСТН, ПР2-ЭЦ. 

Действующую схему, безусловно, нужно было срочно «доводить до ума», но обращаться за помощью к разработчикам не имело смысла, потому как панели этого типа, применяемые для питания двигателей постоянного тока станционных систем БМРЦ, давно сняты с производства. Специалисты по автоматике и телемеханике Приволжской магистрали занялись самостоятельным поиском подходящей технической идеи. Были проанализированы все существующие схемные решения и индивидуальные рационализаторские предложения. Однако с учётом рекомендации главного проектно-конструкторско-технологического бюро ЖАТ за основу была принята электрическая схема, применяемая на станции Ефремов Московской железной дороги. Более того, для улучшения работы этой схемы в случае выхода из строя основного выпрямителя в панели специалисты Приволжской внесли свои эффективные дополнения.

Далее инженеры групп технической документации девяти дистанций СЦБ выполнили работы по внесению принятых изменений в действующие принципиальные схемы выпрямительных панелей. После утверждения установленным порядком проектной документации за дело взялись линейные эсцебисты. На двадцати восьми станциях Приволжской железной дороги, где пока ещё эксплуатируются питающие панели ПВ-24/220ББ, электромеханики СЦБ оперативно смонтировали усовершенствованную электрическую схему включения выпрямителей.

– Для этого в существующую комплектацию панели было добавлено ещё восемь приборов, но конструкция панели не позволила установить их внутри, так что полку с этими реле пришлось крепить с задней открытой стороны панели, – уточняет Алексей Малютин. 

Вместе с тем на пульте дежурного по станции теперь есть новая кнопка «восстановление питания» и соответствующая световая индикация на табло, которая информирует о режимах работы схемы отключения питания. В настоящее время алгоритм работы автоматики выпрямительной панели выглядит следующим образом: при попадании какого-либо постороннего предмета между остряком и рамным рельсом при переводе стрелки модернизированная схема автоматически отключит подачу питания на двигатель через 10–12 секунд – в зависимости от местных условий. В то же время Алексей Малютин отметил: на основе анализа объёмов поездной и маневровой работы на станциях Саратов-1 и Сенная было принято решение ввести в работу схему отключения питания только в ручном режиме. То есть в случае необходимости отключать питание выпрямителей и затем восстанавливать его будет сам дежурный по станции – путём нажатия соответствующей кнопки на пульте.

Эта новая функция устаревшей панели ПВ-24/220ББ, по словам Алексея Степановича, защитит от перегрузки электрические цепи, постовое оборудование СЦБ и сами двигатели от сгорания – в независимости от времени года.
Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31