06 декабря 2021 16:46

06 декабря 2021 16:46

фото: Денис Селивёров

Деловые каникулы

Студентка СТЖТ разрабатывает методы повышения надёжности действующих устройств контроля схода подвижного состава

Ещё будучи студенткой начальных курсов Саратовского техникума железнодорожного транспорта, Дарья Камзолова приступила к исследованию эксплуатационных достоинств и недостатков различных типов датчиков в составе устройств контроля схода подвижного состава УКСПС. Все эти датчики, являющиеся дополнительными средствами обеспечения безопасности движения, предназначены для автоматического выявления схода подвижного состава, а также обнаружения волочения деталей подвижного состава и груза, выступающих за нижний габарит.
Будущая эсцебистка планомерно занимается техническим анализом в рамках работы над своим дипломным проектом. Его цель – предложить методы повышения надёжности, защищённости и эффективности действующих устройств контроля схода подвижного состава на реальном участке Приволжской железной дороги. В свободное от основных занятий по специальности время девушка уже детально изучила конструкционные особенности следующих видов датчиков устройств разрушающегося типа: УКСПС, УКСПС-М, УКСПС-У, УКСПС-П, УКСПСк. Для этого Дарья неоднократно выезжала на перегоны Саратовского региона, общалась с эксплуатационниками.

Исследования и производственные экскурсии настолько увлекли третьекурсницу, что даже с наступлением летних каникул большая работа над проектом не остановилась. Дело в том, что в ноябре прошлого года на перегоне Трубная – Заплавное Волгоградского региона были установлены датчики УКСПС-У-1. Чтобы подробнее узнать о технических особенностях ещё одной новой модели датчиков, Дарья вместе со своим руководителем отправилась в Волгоград. 

На станции Трубная юную исследовательницу встретил опытный старший электромеханик Волгоградской дистанции СЦБ Сергей Шатков. Железнодорожник показал студентке объект её изучения, рассказал об особенностях нового устройства и поделился своим мнением. 

– Датчики УКСПС-У-1, безусловно, надёжнее первых моделей, которые устанавливались на деревянной шпале, – уверен старший электромеханик. – За девять месяцев эксплуатации не произошло ни одного ложного срабатывания этого устройства. Во-первых, планки датчиков цельнометаллические, а не сварные, как это было раньше. Во-вторых, три внутренних датчика соединяются между собой напрямую без дополнительных перемычек, что в целом позволяет минимизировать количество слабых мест – не защищённых электрических контактов. 

Действительно, благодаря расположению элементов электрической цепи на диэлектрическом основании число электрических контактов уменьшилось с сорока до восьми. Дублирование всех элементов электрической цепи существенно повышает надёжность конструкции УКСПС-У-1. Все контактные поверхности деталей покрыты оловом. В конструкции применены самостопорящиеся гайки. Более того, для защиты от коррозии датчики УКСПС-У-1 имеют защитное цинковое покрытие. 

Все пять датчиков полностью взаимозаменяемы и имеют форму, принципиально отличающуюся от предыдущих аналогов. Теперь датчик, который разрушается при сходе колёсной пары, выполнен из листового металла, а в месте предполагаемого излома разделён отверстием большого диаметра на два равных участка.

Общая полимерная балка, которая крепится за концы бетонной шпалы с одной стороны, позволяет без труда установить устройство УКСПС-У-1 на пути с соблюдением требуемых габаритов. Тем не менее Сергей Шатков отметил и существенный недостаток крепёжной системы: главная установочная металлическая основа не имеет скоса по форме железобетонной шпалы, как, например, у устройства УКСПС-П. 

– Такое крепление позволяет без труда устанавливать УКСПС-У-1 на деревянную шпалу, – пояснил старший электромеханик СЦБ Сергей Шатков. – Однако, чтобы установить устройство на железобетонную шпалу, нам пришлось подпиливать и выравнивать её наклонную поверхность с обеих сторон, ведь иначе закрепить датчики было невозможно.

Теперь после интересной поездки студентке Дарье Камзоловой предстоит ещё раз детально проанализировать собранную за три года информацию о датчиках устройств УКСПС и выбрать для своего дипломного проекта наиболее эффективные и надёжные элементы.

Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31