04 декабря 2021 23:38

04 декабря 2021 23:38

фото: Владимир Кожунков

Соблюдая баланс интересов

Самые актуальные вопросы обсудили на региональном социально-экономическом форуме Приволжской железной дороги

Для всех железнодорожников это мероприятие – одно из самых знаковых событий года. Региональный социально-экономический форум Приволжской железной дороги по традиции становится площадкой для эффективного общения представителей всех регионов магистрали, работодателей, профсоюзного актива. Главной темой форума, состоявшегося 22 июля, стало подведение итогов выполнения Отраслевых соглашений и Коллективных договоров за первое полугодие 2015 года.
В форуме приняли участие вице-президент ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности Салман Бабаев, начальник Приволжской железной дороги Александр Храпатый, заместитель председателя РОСПРОФЖЕЛ Сергей Железнов, председатель Дорпрофжела на Приволжской железной дороге Ярослав Садивский, а также руководители служб и дирекций, профсоюзные лидеры и передовики трудовых коллективов.

Накануне большого совещания совместные заседания представителей работников и работодателей прошли на всех железнодорожных предприятиях, действующих в границах дороги. Критические замечания, которые прозвучали на региональных собраниях, были обобщены и приняты в работу профсоюза и руководства магистрали.

– Это традиционное мероприятие проводится не для самоотчётов, а для того, чтобы изживать все негативные моменты, имеющиеся в нашей текущей производственной жизни, – напомнил собравшимся Ярослав Олегович.

В самом начале совещания было отмечено, что в первом полугодии 2015 года на дороге наметились положительные изменения по целому ряду проблемных вопросов, связанных с большим количеством сверхурочных часов и недоработок в локомотивном хозяйстве и выделением средств на закупку спецодежды в дирекции инфраструктуры. Ещё одна приятная новость – вопрос с ремонтом кондиционеров в локомотивах, наконец, сдвинулся с мёртвой точки и в самое ближайшее время обещает быть полностью «додавленым». 

С точки зрения правовой грамотности работников также наметились серьёзные подвижки в сторону улучшения. Так, за первые шесть месяцев 2015 года количество случаев нарушений трудового законодательства железнодорожниками сократилось на 40 процентов! И во многом – это заслуга профсоюза.

Однако несмотря на все имеющиеся положительные тенденции, в первом полугодии на дороге появилось несколько новых болевых точек, о которых всем собравшимся доложили председатели первичных профсоюзных организаций и руководители трудовых коллективов.

Некачественная спецодежда? Докажи!

Извечная проблема железнодорожников, о которой говорится едва ли не на всех крупных совещаниях – обеспечение работников качественной спецодеждой. Только если раньше специализированных костюмов не хватало, ввиду недостаточного финансирования со стороны центральных дирекций, то теперь дифицит наступил по вине снабженцев. В первом полугодии на многие предприятия, действующие в границах Приволжской магистрали, спецодежда приходила с большим опозданием, а когда выдавалась работникам, выяснялось, что её качество было далеко от идеала. 

– Комплект мужской одежды для защиты от воды при работе в дождь промокал уже через 20 минут, а костюм для защиты от пониженных температур – продувается ветром, – справедливо возмущается начальник станции имени Максима Горького Пётр Антоник. – В этой связи в Саратовскую дирекцию ДМТО был отправлен пакет документов о низком качестве выдаваемой спецодежды. В итоге мы получили отказ в рассмотрении рекламации ввиду неполного предоставления документов, а именно актов экспертизы, подтверждающей несоответствие продукции требованиям ГОСТа. 

Точно такая же ситуация в первом полугодии сложилась и в Сарептской дистанции пути, от работников которой поступили замечания по качеству не только спецодежды, но и средств индивидуальной защиты.

– Защитные костюмы путейцев и дефектоскопистов продуваются на ветру, а защитные очки постоянно запотевают, что затрудняет видимость и обзор, – сообщила специалист по управлению персоналом Сарептской дистанции пути Елена Минина. 
Узнав о том, что снабженцы требуют от трудовых коллективов проведение вневедомственных экспертиз, участники форума пришли в недоумение. 

– Бороться с поставщиками, которые нас обманывают и добиваться качественной продукции должны снабженцы! Это их прямая обязанность, – подчеркнул начальник Приволжской железной дороги Александр Храпатый. – Работников производственных коллективов сюда не вмешивайте! Они вам сказали, что одежда некачественная, а вы занимайтесь решением этого вопроса. 

Первый заместитель начальника Саратовской дирекции материально-технического обеспечения Василий Дылёв заверил собравшихся, что таких «перегибов» с их стороны больше не повторится, тем более, человек, поставивший свою подпись в письме «об отказе в рассмотрении рекламации» уже освобождён от занимаемой должности.

Индексация отстаёт от инфляции

В первом полугодии 2015 года только ленивый не говорил о том, что рост реальной заработной платы на дороге существенно отставал от темпов инфляции в нашей стране. Естественно, эта тема не могла не остаться без внимания участников регионального социально-экономического форума. 

– Несмотря на все сложности, в первом полугодии среднемесячная зарплата работников всех профессий, задействованных в перевозочной деятельности,  выросла на 8 процентов и составила 33319 рублей, – доложил заместитель начальника Приволжской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Геннадий Нелипа. – При этом в реальном исчислении, учитывая 16-ти процентный рост индекса потребительских цен, зарплата снизилась на 6,9 процента. В разрезе регионов больше всего – на 8 процентов, рост реальной заработной платы отстал от темпов инфляции в Астраханском регионе, а меньше всего – на 5,7 процента – в Волгоградском. 

В разрезе хозяйств самая сложная ситуация сложилась в Приволжской дирекции по ремонту пути.

 – Ситуация с заработной платой нестабильная: то рост, то падение, – констатирует председатель ППО путевой машинной станции  № 154 Валентина Сарварова. – Если сравнивать май-июнь 2014 и 2015 годов, то зарплата упала на 3-5 тысяч рублей. 

Доходы работников предприятия сократились несмотря на проведённую индексацию заработной платы в марте текущего года. Всё дело в переводе сотрудников на режим неполного рабочего времени и предоставление выходных без сохранения заработной платы. Предсказуемым результатом применения «антикризисных мер» стала большая текучесть кадров на предприятии.

В СПМС № 335 средняя заработная плата работников, согласно официальным данным, сегодня составляет 25845 рублей, что почти на 8 тысяч рублей ниже дорожного показателя. 

– При таком заработке прокормить семью из трёх человек очень непросто, – возмущается председатель ППО СПМС № 335 Сергей Свотин. – Зарплата совершенно не соответствует тяжести и напряжённости труда наших работников.  

По словам Геннадия Нелипы, для того, чтобы повысить заработную плату приволжан, в 2015 году по полигону дороги было выделено дополнительно 39,2 миллиона рублей, высвободившихся в результате оптимизации численности работников. Понятно, что данное решение – не панацея, и для дальнейшего повышения доходов железнодорожников потребуются другие меры.

– При жёстком государственном регулировании тарифов на железнодорожные перевозки, единственный способ повышения доходности – экономия всех используемых ресурсов и сокращение потерь, не добавляющих ценности к нашему конечному продукту, то есть к перевозкам.И происходить это должно, в первую очередь, за счёт применения инструментов бережливого производства, – пояснил Геннадий Николаевич. 

Мысль заместителья начальника дороги по кадрам и социальным вопросам продолжил и вице-президент ОАО «РЖД» по коммерческой деятельности Салман Бабаев, который уверен, что при сложившейся тенденции падения объёмов погрузки по всей сети, никакая индексация, в том числе и индексация тарифов на железнодорожные перевозки, не спасёт работников холдинга от падения их реальных доходов. 

– Именно поэтому компания РЖД взяла курс на сокращение себестоимости перевозок и повышение уровня клиентоориентированности, – пояснил Салман Магомедрасулович. – Мы намерены составить достойную конкуренцию автомобильному транспорту, правда для этого необходимо пересмотреть существующие нормативы и изжить сложившиеся стереотипы. В настоящий момент в компании проводится большая работа в этом направлении.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31