26 июля 2021 16:07

26 июля 2021 16:07

фото: Егор Четвериков

Светло, как днём

С помощью инновационного освещения удалось устранить многие трудности работы в ночное время

Будучи одним из крупнейших предприятий Приволжской магистрали, станция Анисовка уже не единожды становилась опытным полигоном для внедрения новой техники и технологий. И очередной «виток» модернизации оборудования тоже не сделал для неё исключения.
По словам исполняющего обязанности начальника станции Александра Баранова, процесс замены устаревших механизмов на инновационные имеет как директивный посыл (спущенный «сверху»), так и местную подоплёку – инициативу сотрудников предприятия.

– Сначала к нам поступило указание – провести реконструкцию освещения станции. Затем началась разработка соответствующего проекта. Для этого мы провели анализ состояния эксплуатируемого хозяйства: прошли осмотр все поперечины, столбы – где, как и что нужно устанавливать, какой светильник, чтобы он вписался в предусмотренные требования, лимиты. И уже после этого специалисты сделали окончательные расчёты: где разместить светильники, как к ним подвести питание и как всё это внести в общую смету. Если подготовленная смета не превышает предусмотренного лимита, то проект одобряют, – обрисовал процесс согласования новых технологий Александр Вадимович.

Таким образом, перед работниками станции стоит непростая задача: с одной стороны, нужно оснастить вверенный объект всеми необходимыми осветительными новшествами, а с другой – нельзя выйти при этом за бюджетные рамки.

– От нас требуется обеспечить при реализации этого проекта экономию, долговечность новых устройств и соблюдение норм охраны труда. Если всё это получится, значит, будет большой плюс для эффективной работы станции, – констатирует Александр Баранов.

А ведь оснастить новым оборудованием такой крупный объект, как станция Анисовка, – немалый труд. День и ночь здесь кипит большая работа по расформированию поездов. О её масштабах красноречиво говорят цифры: на площади в 179,1 тысячи квадратных метров расположены 72 пути, по которым каждые сутки проходит около 5400 вагонов – порядка 50 поездов. Часть из них прибывает для переработки, остальные приходят как транзитные. Ну, а дальше –
«география» весьма обширная...

– Мы формируем составы на станции разных назначений – имени Максима Горького, Кочатовку, Сызрань, – рассказывает собеседник. – Что же касается местных маршрутов, то это такие направления, как Князевка, Нефтяная, Саратов-2, Саратов-3. Есть также сборные поезда на Аткарск, Сенную, Трофимовский-2. От нас же идут поезда назначением на Ершов, Аксарайскую, Астрахань, Новотроицк, Лихую, Батальск. Всего же по станции в сутки формируется в среднем 18 поездов. Правда, их количество зачастую зависит от поездной обстановки на сети дорог: нам их то добавляют, то – наоборот. Бывает, что формируем до 20 поездов разных назначений. 

Для выполнения столь масштабной работы станция располагает четырьмя парками. Все они имеют свою специализацию, но освещать в соответствии с современными требованиями необходимо, конечно же, каждый – хотя и по-разному.

– Если говорить о парке «Г» (предгорочном), то там поезда не обрабатываются. Парк «В» – приёмоотправочный для поездов, которые прибывают сюда для расформирования, – поясняет Александр Вадимович. – В парке «В» у нас могут находиться до десяти поездов. А вот приёмоотправочный парк «А» может разместить на своих путях три-четыре транзитных поезда. Наконец, сортировочно-отправочный парк «Б» способен подготовить до полутора десятков составов к отправлению.

Большая работа под девизом «Да будет свет!» началась в Анисовке ещё в прошлом году – в рамках пилотного проекта «Модернизация компрессоров и освещения парков станций». Предполагается, что применение новых светильников позволит решить задачу достаточной освещённости станции, отказавшись при этом от дополнительных затрат на регулировку и снизив уровень энергопотребления.

– Если прежние лампы накаливания не давали должного эффекта и к тому же были крайне энергозатратны, то с октября прошлого года мы их заменяем на современные, гораздо более экономичные, – комментирует руководитель. – Так, в парке «В» установлены новые светильники со светодиодными лампами. У каждого из них свой срок службы – в десятки раз больше, чем у ламп накаливания. Они значительно экономят электроэнергию – практически в пять-шесть раз, в то же время на станции стало светло, как днём. Необходимо подчеркнуть ещё и то, что мы теперь полностью «вписываемся» в требования охраны труда. 

По словам исполняющего обязанности начальника станции Анисовка, благодаря новому освещению улучшилось и качество технического и коммерческого осмотра подвижного состава. Теперь работникам вагонного хозяйства даже ночью хорошо видны мелкие детали оборудования вагонов, а приёмщикам поездов – количество и состояние грузов. 
Однако не обошлось и без проблем. Как пояснил Александр Вадимович, новые прожекторы поначалу слепили машинистов. Чтобы исправить положение, сотрудники станции на протяжении нескольких недель тщательно вымеряли нужный угол наклона светильников, чтобы локомотивные бригады могли безопасно водить поезда.

И всё же плюсов у нового освещения станции гораздо больше, чем минусов. Не зря же эта система получила название «интеллектуальной»! Управляет ею единый «мозг» – компьютер. С его помощью можно каждому светильнику дистанционно задать определённый режим работы (диммер): процент подачи освещения, необходимый объём потребления электроэнергии. Не выходя из кабинета, одним кликом «мышки» можно включить освещение хоть в целом парке, хоть на любом пути или междупутье в отдельности.

Кроме того, новая система оснащена автоматикой, которая сама включает освещение в туман, дождь, снег, а также при заходе солнца. Так что экономятся не только энергетические, но и человеческие ресурсы. 

– В этом году модернизация освещения станции Анисовка продолжится, – рассказывает Николай Басалаев, начальник отдела перспективного развития и новых технологий службы технической политики дороги. – Так, на предстоящий сезон запланирована работа по внедрению системы энергоэффективного освещения парков «А» и «Б». Светильники различных видов мощностью от 165 до 1085 ватт планируется монтировать на жёстких и гибких поперечинах, проходящих над путями и междупутьями, а также на осветительных мачтах и опорах. Новое оборудование будет включать пять видов ламп общим количеством более 1100 штук, что обеспечит их работу с минимальной освещённостью 5,10 люкса на территории станции площадью более 100 тысяч квадратных метров, при удельной мощности освещения 0,62–1,13 ватта на квадратный метр. Температура, при которой система освещения способна работать, варьируется от минус 45 до плюс 45 градусов. Срок службы системы составляет десять лет. 

Так что будущее, безусловно, за современным энергоэффективным «интеллектуальным» освещением. И не только на станции Анисовка. Ведь в самом деле, сколько проблем решается одномоментно! А главное, не надо то и дело менять лампочки: один раз установил – и надолго забыл.
Егор Четвериков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31