27 ноября 2021 14:30

27 ноября 2021 14:30

фото: Владимир Кожунков

Доходных дел мастера

Чтобы люди и дальше выбирали железнодорожный транспорт, его сервис должен быть более привлекательным, чем у конкурентов

Как в нынешние непростые времена не потерять доверие клиентов и научиться зарабатывать больше? Ответы на эти «краеугольные» вопросы бизнеса искали учистники совещания, посвящённого подведению итогов проверки готовности структурных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД», расположенных на полигоне Приволжской магистрали, к летним пассажирским перевозкам. Оно прошло в управлении железной дороги под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валерия Решетникова.
Валерий Ильич приехал в Саратов с многочисленной столичной свитой – представителями различных структурных подразделений компании. Серьёзное выражение лица, с каким старший вице-президент вошёл в зал заседаний, не предвещало «благостной» беседы. Напряжение, охватившее железнодорожников всех рангов, витало в воздухе. Пройдя во главу стола, Валерий Решетников без всяких прелюдий обратился к собравшимся:

– В силу ряда причин, в том числе и макроэкономических, финансовое состояние компании сегодня оставляет желать лучшего. В прошлом году убытки холдинга составили порядка 100 миллиардов рублей. Объёмы погрузки на сети дорог падают. По последним данным, темпы промышленного производства в России сократились на 4,5 процента. Всё это грозит ущербом для нашей хозяйственной деятельности. Поэтому вопрос о том, каким образом проходит тот или иной летний или зимний период, связан не только с обеспечением безопасности пассажиров, но и с эффективностью работы компании в целом.

Обеспокоенность Валерия Ильича падением доходов железнодорожного холдинга разделил и глава Приволжской магистрали Александр Храпатый. Он в частности отметил, что на подведомственном ему полигоне объёмы пассажирских перевозок в дальнем следовании сегодня «идут с минусом в 14 процентов», а в пригороде – и того больше.

– В связи с этим в сложный период экономического спада особое внимание нужно уделить качеству организации пассажирских перевозок, – заявил Александр Васильевич. – Мы должны делать всё, чтобы наши услуги были привлекательными для потенциального клиента. Качество нашей работы – это наша с вами перспектива привлечения пассажира на железную дорогу в будущем. И как следствие, вопрос востребованности нашего сервиса становится сегодня первоочередным.

Обрисовав удручающую картину доходности компании, члены комиссии предложили докладчикам рассказать в своих выступлениях не о сокращении издержек и модернизации подведомственных им секторов, а о том, какую прибыль получают их предприятия от хозяйственной деятельности.

К такому непредвиденному изменению темы совещания руководители дирекций, служб, отделов и структурных подразделений, как показали их выступления, явно не были готовы. Их доклады были построены на данных о подготовке к летнему сезону – и не более того.

Одним из первых «под раздачу» попал главный инженер Дирекции железнодорожных вокзалов Алексей Белоногов. При озвучивании информации о подготовке вокзального комплекса к летнему периоду – проверке объектов, многочисленных селекторных совещаниях и комиссионных осмотрах зданий и сооружений – он был прерван Валерием Решетниковым, которого интересовали коммерческие успехи работы вокзального комплекса. Не сразу сориентировавшись, докладчик всё же вспомнил о минимаркетах, расположенных на территории вокзалов, которые, по его словам, безусловно принесут дополнительную выручку.   

– Доход – 40 миллионов по прошлому году. В текущем ожидается рост на 10 процентов, – уточнил главный инженер ДЖВ. 

– Это скромный результат, – парировал Валерий Решетников.

Однако далее, при помощи других участников совещания, выяснилось, что в 2014 году доход Приволжской региональной дирекции железнодорожных вокзалов составил 110 миллионов рублей, при том, что пассажиропоток снизился на 12 процентов.
Но и на этом злоключения Алексея Владимировича не окончились. Старший вице-президент ОАО «РЖД» поинтересовался, как обстоят дела с привлечением частного капитала на вокзалы. На этот вопрос Алексей Белоногов уже не нашёл, что ответить. И тогда слово взял Александр Храпатый. Начальник дороги подчеркнул: в связи с оптимизацией железнодорожной сети мощности вокзалов реально высвобождаются.

– Дошло до того, что некоторые вокзалы превратились в музеи, – раздраженно заявил руководитель Приволжского магистрали.  

Александр Васильевич напомнил, что такие объекты приходится содержать, обогревать, ремонтировать, тратить на них огромные средства, а дохода они не приносят. По его мнению, именно такие площади и должны стать инвестиционно привлекательными для частников. Кроме того, Александр Васильевич добавил, что нужно провести ревизию всех вокзалов и разработать инвестиционную программу по их дальнейшему использованию с привлечением других, сторонних источников финансирования.

Участь Алексея Белоногова, доклад которого так и не был выслушан до конца, разделил затем практически каждый выступающий. Валерий Решетников требовал от всех чётких ответов на вопросы по тем проблемам, которые всплыли во время проверки готовности подразделений к летним пассажирским перевозках. 

Выступление заместителя начальника Центральной дирекции пассажирских обустройств по производству Олега Аверочкина прошло по аналогичной схеме. Не успев осветить и малой доли проделанной в преддверии летних перевозок работы, докладчик «наткнулся» на прямой вопрос Валерия Решетникова:

– Какие в вашем хозяйстве предусмотрены инвестиции, и каков доход от этих инвестиций?

Олег Алексеевич смог ответить лишь, что планируется передача в аренду помещения билетных касс вокзала Саратов-1, с месячным доходом 43 тысячи рублей.

– Да у вас зарплата больше, – возразил на это вице-президент. – Сколько вы тратите денег на содержание своего хозяйства: людей, имущества?

– Общий бюджет затрат – 180 миллионов, – молниеносно отрапортовал Олег Аверочкин.

– Меня интересует в первую очередь, сколько вы зарабатываете? Есть стратегия, и в ней предусмотрена ваша обязанность зарабатывать деньги для компании, – наставительно произнёс Решетников.

Как оказалось, лучше всего с «заработком для компании» обстояло дело у Дирекции тяги, которую на совещании представлял заместитель начальника по экономики и финансам Алексей Лебедев. По его словам, в прошлом году их организация «прощупала почву» для сдачи локомотивов в аренду. Среди сотен желающих воспользоваться услугами железнодорожной тяги оказались и такие гиганты, как ОАО «Лукойл» и ОАО «Газпром». 

– Если локомотив загружен менее чем на 50 процентов, то в свободное время он может на коммерческой основе обслуживать частных нанимателей, – предположил Алексей Александрович.
Идея в целом была одобрена. Однако Валерий Решетников предостерёг представителя Дирекции тяги: локомотивы должны исполняли «свои прямые обязанности», а не «калымить» где-то на стороне.

Подводя итог совещанию, старший вице-президент ОАО «РЖД» Валерий Решетников отметил, что сегодня для всех предприятий и подразделений холдинга основная задача – обеспечивать доходность. И чем она будет выше, тем успешнее станет и само подразделение и компания в целом. А значит, и все остальные проблемы начнут решаться легче.
Егор Четвериков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30