07 декабря 2021 19:09

07 декабря 2021 19:09

фото: Владимир Кожунков

Стражи безопасности

17 мая ревизоры Приволжской железной дороги отметили свой профессиональный праздник

Вот уже 78 лет ревизоры стальных магистралей несут свою ответственную службу по обеспечению безопасности движения поездов на железных дорогах России.
Корни их профессионального праздника уходят в далёкие 30-е годы прошлого столетия: 17 мая 1937 года народный комиссар путей сообщения Лазарь Каганович на основании постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР подписал приказ, который открыл новую главу в истории отечественных железнодорожных перевозок. В этот день был учреждён ревизорский аппарата по безопасности движения.

Выражаясь языком советских времён, такой контрольный орган на сети дорог был архиважным и архинужным. Дело в том, что к середине 30-х годов двадцатого века на железнодорожном транспорте сложилась тяжелейшая аварийная обстановка. Только в 1934 году было зафиксировано 62 тысячи аварий, крушений поездов, случаев брака. Результатом стало повреждение порядка 7 тысяч паровозов и более 60 тысяч вагонов, из которых 4,5 тысячи были доведены до степени исключения из инвентаря. К сожалению, не обошлось и без человеческих жертв.

В тот год убытки по сети от неудовлетворительной работы железнодорожного транспорта составили около 60 миллионов рублей. Но главное, что в те времена техническое оснащение дорог не позволяло оперативно ликвидировать последствия крушений и аварий. В итоге советское руководство пришло к выводу: упреждать опасность целесообразнее, чем бороться с её последствиями. Это и послужило поводом для появления ревизоров на стальных магистралях.

В основные обязанности ревизоров по безопасности движения поездов входили: борьба за ликвидацию крушений и аварий, обеспечение безаварийной работы, контроль над правилами технической эксплуатации, выявление очагов крушений, проверка содержания подвижного состава и обслуживающего персонала с точки зрения политической выдержанности и деловой пригодности, знания правил технической эксплуатации и служебных инструкций.

Уже в первые деятельности работы стражей безопасности движения поездов количество нарушений в плановой работе сети сократилось в разы. 

За прошедшие со дня образования ревизорского аппарата без малого восемьдесят лет система и структура контроля за безопасностью стальных магистралей претерпела значительные изменения, последние из которых датированы ноябрем 2006 года. Именно тогда в структуре ОАО «РЖД» был образован департамент безопасности движения. 

Переходя к реалиям сегодняшнего дня, стоит заметить, что в настоящий момент в ревизорском аппарате Приволжской железной дороги трудится 55 руководителей и специалистов, из которых 40 – это непосредственно ревизоры.

Как отметил в своей поздравительной речи первый заместитель начальника Приволжской железной дороги Владимир Герус, средний возраст «церберов» спокойствия магистрали – более сорока лет. И это неудивительно, ведь контролёр такого сложного организма, как железная дорога, должен не только обладать знаниями в области непосредственно аудита, но и иметь представление об устройстве самого объекта проверки, досконально знать его внутреннюю «кухню», а для этого важно, чтобы за плечами был немалый производственный опыт.

– Большинство ревизоров нашей Приволжской железной дороги прошли определённые ступени карьерного роста и прекрасно знают работу хозяйства, в котором контролируют обеспечение безопасности движения, – с удовлетворение отметил Владимир Герус. 

Согласно статистике, приводимой в ревизорских отчётах, в прошлом году на всей сети дорог было зафиксировано 124 события, связанных с нарушением правил безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта. Это на 36 процентов меньше, чем в 2013 году. Тем не менее, в целом на инфраструктурных объектах железной дороги, с учётом нарушений, совершённых дочерними зависимыми обществами ОАО «РЖД» и сторонними организациями, не входящими в холдинг «РЖД», в минувшем году было допущено 470 событий – против 390 за аналогичный период 2013-го.

В 2014 году на сети дорог наибольшее количество нарушений безопасности движения её блюстители выявили в локомотивном комплексе – 91 (!) событие (в 2013 году был зафиксирован 171 случай). По вине Приволжской дирекции тяги произошло 21 событие (против 11 в 2013 году), в том числе 16 неисправностей подвижного состава, 1 случай саморасцепа автосцепок, 3 проезда на запрещающий сигнал светофора. По вине Приволжской дирекции по ремонту тягового подвижного состава случилось 70 событий (тогда как в 2013-м – 160), в том числе 9 повреждений локомотивов в пассажирских поездах, потребовавших выезда на место происшествия вспомогательного локомотива, 60 неисправностей подвижного состава, в результате которых были допущены задержки поездов более чем на один час, а также сход подвижного состава при манёврах.

Кроме того, в прошлом году ревизорами выявлен рост нарушений безопасности движения поездов в Приволжской дирекции управления движением (6 против одного в 2013 году), Приволжской дирекции тяги (21 против 11), в подразделениях Приволжской дирекции инфраструктуры (12 событий в службе пути против четырёх в 2013 году и одно в службе автоматики и телемеханик, где в предыдущем периоде не было допущено ни одного подобного случая). 

Приведённые выше цифры свидетельствуют: приволжским ревизорам пока что не грозит остаться без работы. И планы на текущий год у них масштабные. В частности, аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов Приволжской железной дороги продолжит проводить своевременные проверки и ревизии, а также осуществлять постоянный надзор за работой железнодорожных предприятий и структурных подразделений, действующих на полигоне магистрали. 

Помимо этого, ревизорским аппаратом запущен процесс внедрения в работу инновационных методов контроля управления безопасностью движения, что будет способствовать построению эталонных предприятий в железнодорожной отрасли. Венчает обширные планы приволжских ревизоров серия мероприятий по оценке уровня культуры безопасности на предприятиях дороги, предусмотренной Стратегией обеспечения гарантированной безопасности и надёжности перевозочного процесса. 

Анализируя объём проделанной и предстоящей работы ревизоров, Владимир Герус не мог не отметить профессиональные качества стражей безопасности магистрали.

– Ревизор является и контролёром, и аудитором, и проверяющим, и озадачивающим, и наставником, и где-то даже третейским судьёй. Его работа требует высоких моральных и деловых качеств. Ревизор должен правильно оценить не только уровень выполненной работы, но и способность человека сделать её надлежащим образом. Ревизор должен уметь оперативно разобраться, соответствует ли работник – будь он монтёр пути, электромонтёр дистанции СЦБ, дежурный по станции, осмотрщик вагонов или машинист локомотива – своими знаниям и моральными качествами той или иной профессии, сможет ли он исправить то нарушение, которое допустил в работе, или нет, – резюмировал первый заместитель руководителя магистрали.

Со словами Владимира Леонидовича нельзя не согласиться. И хотя труд ревизоров далеко не всегда удостаивается благодарности со стороны железнодорожников, с которыми они работают, однако ревизорское дело – сродни задачам врачей: провести диагностику и назначить курс лечения, чтобы все «органы» стальной магистрали работали слаженно и весь её организм в целом мог функционировать полноценно, без сбоев.
Егор Четвериков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31