08 декабря 2021 16:36

08 декабря 2021 16:36

фото: Алексей Шмалей

В поисках справедливости

Приволжане намерены побороться за права обделённых тружеников тыла

Ветераны Приволжской магистрали, работавшие в годы Великой Отечественной войны на предприятиях железнодорожного транспорта, могут претендовать на статус федеральных льготников.
Эх, путь-дорожка фронтовая...

Право на федеральные льготы имеют только те железнодорожники, которые работали в штате Рязано-Уральской магистрали в период с сентября 1942-го по март 1943 года, когда Саратов и часть городов области пребывали в тыловой полосе действующего фронта.

– Саратовская область находилась в зоне военной угрозы и была переведена на военное положение. Во время Сталинградской битвы всё правобережье и часть левобережья Саратовской области входили в тыловые границы Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, – рассказывает координатор группы ветеранов Великой Отечественной войны полковник в отставке Александр Федотов. – Согласно архивным документам город Саратов был отнесён к числу режимных местностей первой категории «в связи с возросшим его военно-политическим значением».

В соответствии с Положением о ПВО Союза ССР, утверждённым в октябре 1932 года Советом Народных Комиссаров, все железнодорожные узлы, как и наиболее крупные промышленные предприятия, электростанции, военные заводы и базы материально-технического снабжения, были отнесены к первой категории объектов противовоздушной обороны. Ко второй категории принадлежали менее важные с экономической точки зрения заводы, фабрики и учреждения. Другими словами, все городские предприятия и железнодорожные узлы в зоне военной угрозы являлись объектами местной противовоздушной обороны.

– Согласно архивным документам, за время войны в Саратовской области было построено около 610 километров укреплённых линий обороны, в строительстве которых помимо частей 7-й сапёрной армии принимали участие местные жители, – продолжает Александр Федотов. – По грубым подсчётам в период с сентября 1942-го по март 1943 года не менее 150 тысяч саратовцев, в том числе и железнодорожники, работали на объектах местной ПВО и на строительстве оборонительных сооружений в пределах тыловых границ действующих фронтов.

В соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» (статья 2, пункт 1, подпункт 2) данная категория ветеранов Великой Отечественной войны подпадает под особую категорию «тружеников тыла». Как сказано в документе, на статус федеральных льготников могут претендовать «лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств».

Не страшна им бумажка любая

Сегодня в Саратовской области проживает несколько тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, которые должны были бы войти в эту категорию льготников. Однако по каким-то причинам практически все они, за исключением трёх (!) человек, во всех официальных документах значатся как рядовые «труженики тыла» и являются региональными льготниками.

Хотя, к примеру, в Самарской области, которая в годы войны находилась в более глубоком тылу, чем Саратовская, ветеранов войны со статусом, предусмотренным вторым подпунктом, сегодня числится около трёхсот человек. Все они получают дополнительные льготы, ежемесячную доплату к своей пенсии в соответствии с 19-й статьёй ФЗ «О ветеранах» и являются федеральными льготниками. С чем связано отсутствие представителей данной категории ветеранов в нашем регионе? Загадка...

По данным минсоцразвития Саратовской области, по состоянию на 1 октября 2014 года в области проживало 5427 человек в возрасте 90 лет и старше. За исключением инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также блокадников, остальные – а это примерно более двух с половиной тысяч человек – могут претендовать на изменение своего статуса. Однако информация о том, кто конкретно из 2,5 тысячи потенциальных претендентов на самом деле имеет такое право, является закрытой.

Все необходимые сведения, прописанные в копиях трудовых книжек ветеранов, хранятся в Пенсионном фонде, однако получить заветные списки с фамилиями претендентов не смогла даже депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Ольга Алимова. На её официальный запрос в отделение Пенсионного фонда России по Саратовской области в январе 2015 года был получен ответ следующего содержания: «В соответствии с третьей статьёй Федерального закона «О персональных данных» запрашиваемые Вами сведения о пенсионерах относятся к категории персональных данных и не предполагают передачу их третьим лицам без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания».

Вот и получается, что отстаивать свои законные права перед представителями чиновничьего аппарата ветераны, имеющие право на изменение льготного статуса, в том числе и бывшие железнодорожники, должны самостоятельно, несмотря на свой преклонный возраст. Между тем без помощи «третьих лиц» этим людям явно не обойтись, ведь многим из них даже просто передвигаться самостоятельно по различным учреждениям в поисках справедливости уже не под силу... 

А помирать нам рановато! 

К счастью, есть неравнодушные люди, которые готовы содействовать уважаемым ветеранам, как говорится, на добровольных началах. Координатор группы ветеранов Александр Федотов как раз из их числа. Его хождения по различным кабинетам и ведомствам регионального и федерального уровней продолжаются уже более двух лет, но пока, увы, безрезультатно. 

– Я постоянно стучался в закрытые двери, а за ними, как правило, натыкался на безразличие чиновников, – признался полковник в отставке.

Мама моего собеседника Екатерина Прокофьевна Федотова – законная претендентка на изменение льготного статуса – в прошлом году ушла из жизни в возрасте 92 лет, так и не дождавшись положенных ей по закону выплат. Пережив утрату, сын решил во что бы то ни стало завершить начатое дело ради всех ещё живущих.

– Хотел успеть к 70-летию Победы, но, к сожалению, не получилось, – признался Федотов. – Я понял, что в одиночку бороться с нашей бюрократической системой бесполезно. Именно поэтому обратился за помощью к руководству Приволжской железной дороги.

Железнодорожники, традиционно оказывающие большую поддержку своим ветеранам, вникнув в суть проблемы, согласились помочь Александру Федотову в восстановлении исторической справедливости.

– Сейчас мы занимаемся рассмотрением этого вопроса, – отметил первый заместитель начальника Приволжской железной дороги Владимир Герус. – Всех ветеранов, которые в годы войны работали на наших предприятиях в границах действующих фронтов, необходимо причислить к соответствующей категории льготников.

Из всего вышесказанного следует, что у претендентов на смену ветеранского статуса наконец-то появился реальный шанс получить положенное им по закону. Ведь даже глава нашего государства Владимир Путин на одной из встреч с ветеранами войны заявил, что считает необходимым дифференцированно подходить к предоставлению льгот труженикам тыла, и предложил регионам продумать дополнительные льготы для тех, кто ковал победу в тылу.

– Региональные и муниципальные власти обязаны досконально разобраться, в чём нуждается каждый ветеран, и без всяких оговорок решать все его проблемы, – отметил президент.

Так что будем надеяться, что подвижки в деле предоставления дополнительных льгот труженикам тыла в Саратовской области не заставят себя долго ждать. 

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31