27 ноября 2021 23:44

27 ноября 2021 23:44

фото: Алексей Шмалей

Наращивая объёмы

Несмотря на негативные тенденции в экономике, на Приволжской железной дороге продолжается прирост погрузки

По итогам первого квартала 2015 года Приволжская железная дорога перевыполнила план по большинству ключевых показателей эффективности. Как труженикам магистрали, несмотря на кризисные явления в экономике, удаётся оставаться «в плюсе»?
Владимир Герус, первый заместитель начальника Приволжской железной дороги
7D_понедельник_1.jpg

Ожидаемый результат

– Владимир Леонидович, на протяжении последних девяти месяцев магистраль стабильно демонстрирует положительную динамику по целому ряду фондообразующих показателей. В чём причины этого успеха?

– Действительно, по итогам прошлого года, а это была работа в непростых экономических условиях, дорога перевыполнила установленный план погрузки на 0,5 процента и на 2,2 процента улучшила результат 2013 года. Кроме того, нам удалось превзойти плановую и отчётную цифры по таким важным фондообразующим показателям, как эксплуатационный и тарифный грузообороты. Да и в первом квартале 2015 года приволжане сохранили положительный «тренд» по всем этим направлениям. Так, в январе – марте выполнение тарифного грузооборота (с учётом оплаченного порожнего пробега) составило 105,4 процента к плану и 105,7 процента к отчёту 2014 года.

Мы рады такому приросту, потому что от успешного выполнения этих показателей напрямую зависит наше право на контингент работников и достойную заработную плату. Весь коллектив дороги сегодня нацелен на выполнение главных фондообразующих показателей эффективности. Грузооборот обеспечивается в результате своевременного продвижения транзитных вагонопотоков, следующих по нашим транспортным коридорам. В условиях рынка мы стараемся держать максимальные скорости транспортировки грузов. Выполнять план погрузки удаётся благодаря налаженному взаимодействию с грузоотправителями, работающими на полигоне Приволжской. Положительный результат погрузки по итогам последних месяцев свидетельствует: магистраль успешно справляется с возложенными на неё задачами.

– А что помогает этому? Ведь одного желания выполнить план недостаточно – иначе его выполняли бы все и всегда...

– С момента образования ОАО «РЖД» в 2003 году в развитие инфраструктуры Приволжской железной дороги вложены десятки миллиардов рублей. Так, с вводом вторых электрифицированных путей на участке Сенная – Сызрань весь главный грузовой ход от Сызрани до Волгограда и далее до Новороссийска был переведён на электровозную тягу. Грузовые поезда, которые раньше следовали из Сибири и Урала в порты Северного Кавказа через Юго-Восточную дорогу, сегодня идут через Приволжскую. Это самый короткий ход, соединяющий промышленные центры Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа и портами Азово-Черноморского бассейна.

Кроме того, сегодня практически весь главный ход Приволжской магистрали – это бесстыковой двухпутный путь на железобетонном основании. И если раньше наши локомотивы и локомотивные бригады не заезжали за стыки с соседними магистралями, то теперь мы это делаем.

Несмотря на то, что Приволжская берёт повышенные объёмы работы, у нас ещё остаются колоссальные резервы. По словам начальника дороги Александра Васильевича Храпатого, магистраль сегодня загружена лишь на 70-80 процентов от своей мощности. При этом стоит отметить, что у нас до сих пор существует ряд барьерных мест, в частности железнодорожная станция Саратов-1, загрузка которой превышает сто процентов от проектной мощности, а также однопутный железнодорожный мост через Волгу, расположенный на 871-м километре линии Москва – Астрахань. Думаю, что со временем нам удастся ликвидировать и эти «узкие» места.

Без вины виноватые

– Итак, дорога «набирает обороты», и это здорово. Однако происходит это прежде всего за счёт наращивания объёмов перевозок в Саратовском и Волгоградском регионах. В Астрахани же, напротив, наблюдается спад. Почему?

– Действительно, в последнее время в Астраханском регионе наметилась общая тенденция уменьшения объёмов работ. Однако тут надо учитывать, что железнодорожный транспорт зачастую работает по синусоиде: если сегодня наблюдается спад погрузки, то завтра, скорее всего, мы увидим прямо противоположную тенденцию. Уменьшение объёмов в Астраханском регионе обусловлено геополитической ситуацией, а она может измениться в любую минуту.

В прошлом году в связи со сложившейся ситуацией на юго-востоке Украины в Астраханском регионе почти в три раза сократился поездопоток по станции Кигаш (стыковой с Казахстанской железной дорогой). Раньше этот транзит проходил через Астраханскую область и сдавался на Северо-Кавказскую железную дорогу, чтобы затем уйти на территорию Украины. В настоящее время этот транзит фактически исчез.

Вот и получается, что в своём отставании астраханцы «виноваты без вины». Всё, что южный регион магистрали сегодня недорабатывает, будет сполна навёрстано завтра. Я в этом уверен так же, как и железнодорожники Саратовского и Волгоградского регионов. Поэтому мы не собираемся идти по пути оптимизации, а стараемся перераспределять нагрузку между нашими предприятиями. В связи с изменениями в конфигурации поездопотоков командируем астраханцев для работы в других регионах.

– До конца 2015-го ещё далеко, тем не менее уже впору задуматься: не отразятся ли проблемы Астраханского региона на грузообороте всей дороги по итогам года?

– Напомню, что Приволжская дорога является неотъемлемой частью международного транспортного коридора «Север – Юг» и связывает Урал и Сибирь с портами Азово-Черноморского бассейна. Данное направление продолжает оставаться востребованным, несмотря на небольшие изменения в конфигурации поездопотока на юге магистрали.

При этом я не могу сказать, что выполнение дорогой задания по грузообороту будет обусловлено лишь «географическим фактором». Для объективности приведу лишь одну цифру: в январе – марте нам удалось справиться с планом погрузки, превзойдя результат двенадцатимесячной давности на 3,5 процента. Так что успех в большей степени зависит от эффективного взаимодействия с местными грузоотправителями.

– Можете назвать примеры такого успешного взаимодействия?

– Конечно. Например, в последнее время рост погрузки на Приволжской железной дороге обусловлен увеличением отправления чёрных металлов и нефтепродуктов. И это несмотря на начало навигации на Волге. На станции Татьянка Волгоградского региона нашим основным грузоотправителем является ООО «ЛУКОЙЛ Волгоград-нефтепереработка», на станциях Нефтяная и Князевка – компания «Роснефть».

Ещё одну «точку прироста» в прошлом году мы получили по станции Трубная, где осуществляется отгрузка продукции Волжского трубного завода для строительства магистрального газопровода «Сила Сибири». 

На станции Балаково львиная доля отправляемых грузов принадлежит ЗАО «Северсталь – Сортовой завод «Балаково». Это предприятие уже практически вышло на проектную мощность, и по итогам года там с нашей помощью рассчитывают отгрузить 1,3 миллиона тонн сортового проката. 

Впрочем, чтобы перечислить всех наших партнёров, газетной статьи будет недостаточно. Поэтому скажу только одно: нам отрадно осознавать, что крупные грузоотправители преимущественно выбирают железнодорожный транспорт.

– А чем обусловлен этот выбор?

– Всё зависит от соотношения предлагаемой цены и качества оказываемых услуг. Сегодняшняя конъюнктура рынка такова, что предложения, исходящие от ОАО «РЖД», выглядят более привлекательными, чем условия других перевозчиков. И хотя мы понимаем, что сложившаяся ситуация может измениться в любую минуту, мы не намерены выпускать её из своих рук.

В последние годы на дороге проводилась большая работа, направленная на увеличение плечей обслуживания локомотивных бригад и организацию отправления грузовых поездов по расписанию. Разумеется, всё это не могло остаться без внимания наших партнёров.

На работу – по расписанию

– Владимир Леонидович, как вы относитесь к переходу локомотивных бригад на самоявку в грузовом движении?

– В настоящий момент мы рассматриваем этот вопрос в качестве одного из приоритетов. Стремимся к тому, чтобы машинисты грузового движения выходили на работу по графику, так же, как и машинисты пассажирского движения, чтобы все локомотивные бригады были привязаны к чёткому расписанию. Это позволит сбалансировать время работы и отдыха работников локомотивных бригад, что положительно скажется на режиме труда и на безопасности движения поездов.

Понимая, что сиюминутно такую работу организовать невозможно, мы поставили перед Приволжской дирекцией управления движением задачу: до конца первого полугодия перевести локомотивные бригады на самоявку как минимум в 50 процентах случаев в трёхчасовом периоде. То есть, при сменном, суточном и месячном планировании. Локомотивные бригады должны знать свой график и приходить на работу к установленному времени, а не сидеть дома и ждать, пока раздастся телефонный звонок.

– Что мешает реализовать такой подхода сегодня на все сто процентов?

– Главная причина – это неравномерность поездопотока в разное время суток и, как следствие, отсутствие парности поездов на стыках. Перейти на самоявку в грузовом движении можно будет только в случае устранения неритмичности поездопотоков. Мы постепенно стараемся выстраивать свою работу таким образом, чтобы все форс-мажоры, влияющие на перевозочный процесс, в том числе и отказы технических средств, были сведены к минимуму.

В этой связи в прошлом году организовывались стыковые совещания, последнее из которых состоялось в декабре и собрало вместе представителей четырёх железных дорог: Северо-Кавказской, Куйбышевской, Юго-Восточной и Приволжской. Обсуждались вопросы, связанные с организацией поездной работы на стыках и разработкой так называемых «твёрдых» ниток графика в границах двух и более железных дорог. Как итог – с прошлого месяца со станции Татьянка два раза в сутки грузовые поезда отправляются по расписанию на Северо-Кавказскую железную дорогу, до станции Новороссийск. Работая совместно с соседями, нам удалось существенно сократить время оборота вагонов. В конечном итоге от этого выиграли все участники перевозочного процесса.

Таким образом, мы должны понимать: эффективность перевозочного процесса сегодня зависит не от одной отдельно взятой магистрали, а от успешного взаимодействия сразу нескольких железных дорог. Ведь скорость и качество доставки грузов по транспортному коридору «Север – Юг» обусловлены слаженной работой всех упомянутых выше магистралей. Под словом «слаженная» я подразумеваю не только поездную работу, но и взаимодействие в части предоставления «окон» для ремонта объектов инфраструктуры. Мы стремимся выстроить свою деятельность таким образом, чтобы технологические окна никаким образом не влияли на эксплуатационную работу магистрали. Хочу ещё раз подчеркнуть: мы должны работать на результат всего железнодорожного холдинга, а не преследовать какой-то местечковый интерес, замыкаясь в границах отдельно взятой магистрали.

Перспектива роста

– Владимир Леонидович, что планируется сделать в 2015 году на полигоне Приволжской железной дороги для снятия инфраструктурных ограничений?

– В соответствии с инвестиционным планом ОАО «РЖД» в 2015 году для развития инфраструктуры магистрали будет выделено 6 миллиардов 274 миллиона рублей. Часть этих средств направится на продолжение комплексной реконструкции участка Трубная – Верхний Баскунчак –Аксарайская. 118 миллионов рублей у нас заложено на продолжение разработки проектной документации для реконструкции станции имени Максима Горького. Ещё 60 миллионов будет освоено на реконструкции станции Гумрак. На строительство приёмоотправочного парка станции Тингута в этом году запланировано потратить 406 миллионов рублей.

Кроме того, продолжается комплексная реконструкция участка Максима Горького – Котельниково, предусматривающая строительство вторых путей. За счёт инвестиций ОАО «РЖД» в этом году мы приступили к строительству пункта технического обслуживания локомотивов на станции Аксарайская-2, что позволит усовершенствовать технологию вождения тяжеловесных поездов весом до 12000 тонн на участке Аксарайская – Волжский. Сейчас на техническое обслуживание и экипировку локомотивы приходится резервом передислоцировать на ПТОЛ станции Астрахань-2, который расположен в 50 километрах от Аксарайской. Новый ПТОЛ мощностью 60 секций в сутки позволит исключить резервный перепробег локомотивов, сэкономить рабочее время бригад, сократить расходы топлива на дислокацию тепловозов, время ожидания ТО-2.

Продолжается и строительство моста через реку Дон на участке пост 278-й километр – Ложки. Его сдача в эксплуатацию запланирована на 2016 год. Новый мост позволит нам существенно увеличить вес поездов, пропускаемых по этому направлению.

– Вопрос, который сегодня волнует многих: как обстоят дела с заработной платой железнодорожников по всем видам деятельности?

– Несмотря на неопределённость макроэкономической ситуации в стране, а также сложное финансово-экономическое положение в компании, в октябре 2014 года заработная плата наших работников была проиндексирована на 2,63 процента, а с 1 марта 2015 года – ещё на 3,7 процента.

Таким образом, среднемесячная заработная плата работников железнодорожного транспорта на полигоне Приволжской магистрали по всем видам деятельности выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,7 процента и составила 31901 рубль. У специалистов, задействованных в перевозках, она выше – 32060 рублей. 

В ноябре 2014 года компанией были выделены дополнительные средства на вывод железнодорожников из режимов неполной занятости, а в конце года работники производственных участков, добившихся наиболее высоких результатов по производительности труда, были поощрены дополнительной годовой премией.

Для дальнейшего повышения заработной платы сегодня важно не только повышать производительность труда, но и добиваться увеличения прибыльности компании за счёт повышения доходов и клиентоориентированности, а также сокращения внутренних издержек и жёсткой бюджетной дисциплины. Наши услуги должны пользоваться спросом.

Ещё раз о главном

– Владимир Леонидович, раз уж наша встреча состоялась в канун 70-летия Великой Победы, что вы хотели бы сказать по этому случаю ветеранам-железнодорожникам?

– В первую очередь хочется низко поклониться нашим уважаемым ветеранам за тот великий подвиг, который они совершили, защищая нашу Родину. Мы всегда будем относиться к ним с большим трепетом и уважением. Пройдя дорогами страшной войны, они подарили нам мирное небо над головами. И не дай Бог нам когда-нибудь пережить то, что выпало на их долю...

В преддверии юбилея Победы, в память отцов и дедов, отдавших свои жизни за будущее потомков, наша приоритетная задача – окружить вниманием и заботой каждого ветерана и труженика тыла. Праздничные мероприятия, которые организует Приволжская железная дорога, можно с полным основанием назвать грандиозными. Перечислять их все я не буду, скажу только, что один их список занимает четыре печатные страницы. Большой вклад в организацию и проведение этих мероприятий вносит наша молодёжь, и это лучше всех других примеров говорит о преемственности поколений.

В последнее время мы видим, как некоторые люди и партии, ради сиюминутной политической выгоды, пытаются переписать нашу историю. Но мы никогда не допустим этого на своей земле! Мы должны сделать всё, чтобы память о подвиге наших дедов жила вечно.

От себя лично хочу пожелать всем ветеранам и труженикам тыла крепкого здоровья, улыбок и мирного неба над головой, чтобы все мы жили счастливо и благополучно.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30