04 декабря 2021 22:51

04 декабря 2021 22:51

фото: Любовь Шмакова

На защите окружающей среды

Экологи Волгоградского региона следят за соблюдением требований природоохранного законодательства

В течение 20 лет на Приволжской железной дороге действует производственно-экологическая лаборатория Центра охраны окружающей среды. Созданная на базе Волгоградской дистанции электроснабжения и обслуживающая в 90-е годы предприятия Волгоградского отделения, лаборатория со временем расширила свою сферу деятельности.
С 2010 года лаборатория стала действовать во всех трёх регионах дороги под руководством одного начальника. Сейчас её возглавляет Наталья Яценко. Здесь же в должности ведущего инженера работает Светлана Безрукова и инспектор по охране окружающей среды Маргарита Мараховская.

– Раньше не занимались столько экологией, сколько сейчас. Мы вели контроль выбросов в атмосферу, но только на больших предприятиях, таких, как локомотивные и вагонные депо, – рассказывает Маргарита Николаевна. – Замеряли состав выбросов через их источники – вентиляционные трубы, а также проводили подготовку проектов по вентиляции: расчёты, чертежи. Кроме этого, выдавали предприятиям предписания по улучшению качества работы системы вентиляции. Однако после 1995 года лаборатория этим уже почти не занималась. 

Однако тогда уже наметились два направления деятельности экологической лаборатории. Первое – разработка нормативной и получение разрешительной документации для всех структурных подразделений региона. Второе – лабораторный контроль, который включает в себя контроль качества сточной воды, выбросов в атмосферу, содержание нефтепродуктов в почве. 

– В лаборатории есть всё необходимое оборудование для проведения химического анализа по определению концентрации веществ в воде, в воздухе, а также в почве и донных отложениях, – рассказывает инженер 2-й категории Ольга Гузенко.

Остановимся на каждом пункте деятельности лаборатории подробнее, чтобы понять, какое негативное воздействие на окружающую среду оказывает железнодорожный транспорт. 

Сточные воды предприятий, стекающие в муниципальную канализацию, оценивают по наличию 18 видов загрязняющих веществ, которые встречаются именно в них. Отбор воды осуществляется на всех железнодорожных предприятиях. Например, в дистанциях пути, сигнализации, централизации и блокировки. Отбор производится один раз в квартал, и этого достаточно, потому что превышение нормы загрязняющих веществ в сточной воде и, как следствие, штрафные санкции за «излишки» практически исключены. Вместе с тем есть так называемые «рисковые» колодцы, где возможно превышение допустимой концентрации тех или иных ингредиентов. В Волгоградском регионе таковых порядка 16 штук, и за ними ведётся более тщательный контроль. Отбор воды производится ежемесячно, в основном на содержание нефтепродуктов.

В последнее время к качеству сточных вод относятся с особым вниманием. Ситуация находится под контролем заместителя главного инженера Приволжской железной дороги по Волгоградскому территориальному управлению Владимира Ковалёва. На совещаниях, посвящённых вопросам экологической безопасности, разрабатываются различные меры по допустимости концентрации загрязняющих веществ в сточной воде, чтобы их уровень не превышал норму. При необходимости проводится и контроль питьевой воды.

Немаловажное значение в деятельности экологов имеет количество выбросов в атмосферу от передвижных и стационарных источников. С 2003 года отбор проб воздуха и его анализ проводят специалисты вагона-лаборатории, который действует на всех трёх регионах дороги. Сотрудники передвижной лаборатории работают в соответствии с графиком проведения химико-аналитического контроля. Особое внимание уделяется работе газопылеулавливающих установок и котельных. Последние, в зависимости от вида топлива, выбрасывают в воздух такие вещества, как оксиды углерода, азота и серы. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду проводятся специальные мероприятия, программа которых разрабатывается на несколько лет.

Кроме того, на территориях предприятий ведётся оценка содержания нефтепродуктов в почве. Особенно актуальна данная проблема для тех мест, где находится путевая техника.

– Наша задача – направлять, помогать и контролировать деятельность структурных подразделений, чтобы исключить с их стороны нарушения требований природоохранного законодательства. В данный момент мы проводим экологический аудит дирекции вокзалов – это шесть объектов в Волгоградском регионе, – уточняет Маргарита Николаевна.

В Волгоградском регионе Приволжской железной дороги для улучшения качества сточной воды были проведены масштабные мероприятия по строительству и реконструкции очистных сооружений. Так, в 2005 году были построены очистные сооружения в моторвагонном депо Волгоград, в 2006 году – в пункте промывки вагонов по станции Иловля. В том же году в ремонтном локомотивном депо Волгоград проведена реконструкция очистных сооружений, а в 2012-м – в ремонтном локомотивном депо Петров Вал. В нём же в 2014 году проведены работы по очистке пруда-испарителя. Помимо этого, в 2013 году были установлены новые газопылеулавливающие установки в столярных цехах Волгоградской дистанции гражданских сооружений на участках Петров Вал, Волгоград-2, Сарепта и Арчеда. Котельные ремонтных локомотивных депо по станциям имени Максима Горького и Сарепта также были переведены с жидкого вида топлива на газ, что значительно уменьшило количество выбросов вредных веществ в атмосферу. 

В перспективе предполагается строительство очистных сооружений в ремонтных локомотивных депо Волгоград (ориентировочное начало работ – июль текущего года) и Сарепта (ведутся проектно-изыскательные работы). 
Любовь Шмакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31