06 августа 2021 02:28

06 августа 2021 02:28

фото: Денис Селивёров

Ситуация урегулирована

Надёжность электрического контакта, а значит, и всей стрелки зависит от качественной профилактики электропривода

Недавно на станции Бекетовская произошёл отказ в работе стрелочного электропривода. В результате более чем на один час был задержан грузовой поезд. Данный случай нарушения нормальной работы устройств СЦБ был классифицирован как событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Причиной потери контроля положения стрелки стало нарушение электрического контакта в автопереключателе. По статистике службы автоматики и телемеханики в процессе текущей эксплуатации такие отказы случаются нечасто, а если и возникают, то быстро устраняются и не оказывают влияния на график движения. Вопросам надёжности электрического контакта в схеме управления стрелочным электроприводом было посвящено моё новое «расследование».

Заранее договорившись о встрече со старшим электромехаником СЦБ Юрием Болдыревым, я отправилась на станцию Саратов-2. В этот день эсцебистами здесь были запланированы комплексные работы по проверке состояния электроприводов, в которых разрешили поучаствовать и мне. 

Согласовав свои действия с дежурным по станции, Юрий Владимирович опустил курбельную заслонку и открыл крышку электропривода типа СП-6. Далее эксплуатационник приступил к регулировке контактов автопереключателя.

– Прежде всего необходимо проверить, чтобы контактные ножи были расположены симметрично относительно контактных пружин, оси ножа – перпендикулярно к основаниям, а сами ножи врубались между контактными пружинами на глубину не менее семи миллиметров, – поясняет Болдырев. – А каждая пара контактных пружин должна отжиматься на одинаковое расстояние относительно ножа. 

Надёжный контакт в зимний период обеспечивает электрический обогрев автопереключателя. Специальные резисторы, установленные прямо над контактами, нагреваясь, препятствуют возникновению на них наледи при резких перепадах температур. Закончив проверку и регулировку, Юрий Владимирович подчеркнул: в целом автопереключатель не проблемное устройство, к потерям контакта приводит несоблюдение перечисленных выше требований. 

– Это чаще всего происходит из-за неопытности или невнимательности электромехаников СЦБ, выполняющих проверку, – подытожил старший электромеханик, закрывая крышку привода. 

Чтобы предупредить подобные проявления «человеческого фактора», эсцебисты станции Саратов-2 регулярно проводят занятия. Но если такие отказы всё же случаются, может, пора искать техническое решение проблемы? 

Ответ на этот вопрос я нашла в каталоге одного из производителей оборудования СЦБ. Оказывается, уже налажен выпуск нового стрелочного электропривода СП-10. Он разработан посредством модернизации электропривода СП-6, широко применяемого на сети железных дорог более тридцати лет. Конструкторы с учётом накопленного эксплуатационного опыта подвергли модернизации узлы и детали СП-6, которые чаще всего становятся причиной отказов. Главной же особенностью новшества является, конечно, модульный автопереключатель с принципиально новой конструкцией его контактной группы, не требующей регулировки в условиях эксплуатации. 

Но не только привод СП-10 оснащён теперь новым автопереключателем. Модульная контактная система применяется и в экспериментальном стрелочном электроприводе шпального исполнения УПС. Три таких переводных устройства в настоящее время успешно эксплуатируются на станции Саратов-3. Начальник Саратовского производственного участка Герман Кузьмин рассказал, что в ходе установки первого УПС на стрелке происходило заклинивание контактов модульного автопереключателя, что приводило к нарушениям в работе всего привода – шпалы. Но, как оказалось, бить тревогу было преждевременно. 

– Мы детально разобрались с устройством и принципом действия нового автопереключателя, выполнили соответствующую регулировку, после чего проблем с механикой, в том числе и с электрическим контактом, не возникает и по сей день.

Подводя итог своего собственного «дня безопасности», я сделала вывод: причины отказа, произошедшего на станции Бекетовская, – не в конструктивных недостатках автопереключателя. Ведь чтобы обеспечить надёжность электрического контакта, достаточно регулярно и качественно выполнять профилактику электропривода. Ну, а в перспективе нужно рассматривать применение  электроприводов СП-10.

Татьяна Киякина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31