08 декабря 2021 16:09

08 декабря 2021 16:09

фото: Владимир Кожунков

Пять цветов безопасности

С 4 мая текущего года согласно распоряжению ОАО «РЖД» на полигоне Приволжской железной дороги вводится новая комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П). К этому моменту все структурные подразделения должны перейти на пятицветное отображение факторов риска и опасностей на рабочем месте, которые могут привести к травмированию.
Обкатка новой системы оценки охраны труда на Приволжской началась в прошлом году. Пилотной площадкой для внедрения КСОТ-П стали подразделения службы вагонного хозяйства, чуть позже подключились и другие предприятия. Однако первые результаты говорят о низкой вовлечённости работников и формальном подходе к оценке, что не может не отразиться на дальнейшей работе.  

– Результаты неучастия людей в проведении этого контроля будут очень тяжёлыми. Если оценка не будет производиться как положено, это станет проблемой для всех руководителей, – предупредила заместитель начальника службы охраны труда и промышленной безопасности Ольга Савельева. – Наша задача сегодня – наработать опыт, чтобы система действовала чётко и правильно.

Визуально КСОТ-П представляет собой лист формата А4, состоящий из 31 нумерованной ячейки (по количеству дней в месяце). На обороте листа отмечают выявленные замечания, сроки их устранения, ответственного и достигнутый результат. По окончании каждой смены руководитель анализирует соблюдение работниками требований охраны труда, технологической дисциплины и заштриховывает ячейки одним из пяти цветов – зелёным, синим, жёлтым, оранжевым или красным.

Зелёным цветом отмечаются смены, прошедшие без травм и травмоопасных ситуаций. Жёлтым – смены, в которых были выявлены нарушения, указанные в утверждённом «Перечне опасностей и предупреждений для ежесменной (ежедневной) оценки состояния охраны труда» как «предупреждение». Синим цветом выделяются смены месяца, когда работники получили микротравмы. Красный цвет получают рабочие часы, в которые произошли несчастные случаи или были допущены нарушения, определённые в перечне как «опасность», а оранжевый соответствует нарушениям менее грубым, которые, однако, могут привести к травме.

Вот тут и проявляется недобросовестность работников в исполнении задания: если за полгода на предприятии не выявлено ни одного замечания, а весь бланк КСОТ-П в зелёном цвете, – здесь явно что-то не так!

Кроме ежесменной периодичности контроля, система также устанавливает ежемесячную и ежеквартальную периодичность. В ежемесячной проверке обязательно принимает участие руководитель производственного подразделения, а ежеквартальную проводит комиссия под председательством руководителя структурного подразделения.

Пока ещё не все железнодорожники оценили важность новшества и уровень своей ответственности в оценке ситуации. Впрочем, есть и примеры иного рода, свидетельствующие о том, что отладить трёхступенчатый контроль состояния охраны труда вполне возможно.

– С прошлого года на нашем предприятии каждую среду проводится день охраны труда. Обязательным пунктом его проведения стало собеседование по КСОТ-П. Надо активнее доводить суть методики до работников, – поделилась опытом специалист по охране труда эксплуатационного вагонного депо Анисовка Анна Мамонова. – Только так, убеждая и настраивая людей в течение длительного времени, можно добиться результатов.

Юлия Николаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31