08 декабря 2021 15:35

08 декабря 2021 15:35

фото: Владимир Кожунков

Копеечка к копеечке

В минувшем году у железнодорожников появились новые возможность получить прибавку к зарплате

В 2014 году в системе оплаты труда железнодорожников произошли изменения. Появился лимит начальника дороги, установлен новый порядок  предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Об этих и других новшествах корреспонденту дорожной газеты рассказала Наталья Грачёва.
Наталья Грачёва начальник отдела организации и оплаты труда Приволжской железной дороги

7D_понедельник_1.JPG

В 2014 году в системе оплаты труда железнодорожников произошли изменения. Появился лимит начальника дороги, установлен новый порядок  предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. Об этих и других новшествах корреспонденту дорожной газеты рассказала Наталья Грачёва.

 – Наталья Викторовна, пять лет назад коэффициент соотношения заработной платы железнодорожников с общероссийским показателем составлял 1,5. Насколько сегодня конкурентоспособны зарплаты работников магистрали по сравнению со средней заработной платой в регионах?

– По итогам 2014 года среднемесячная зарплата железнодорожников на полигоне Приволжской магистрали составила 31841 рубль. Это превышает среднемесячную заработную плату в Астраханской области в 1,33 раза, в Волгоградской – в 1,27 раза и в Саратовской – в 1,55 раза.

По данным Росстата, среди отраслей экономики среднемесячная заработная плата железнодорожников в Саратовской и Астраханской областях находится на третьем месте, а в Волгоградской – на пятом. 

Сегодня сотрудники ОАО «РЖД» по уровню доходов уступают работникам, занятым в добыче полезных ископаемых, финансовой деятельности, государственном управлении и обеспечении военной безопасности, а также операциях с недвижимым имуществом. Однако можно с уверенностью сказать, что зарплата железнодорожников в регионе Приволжской магистрали конкурентоспособна.  

Несмотря на все трудности, с которыми мы столкнулись в прошлом году, в частности введение экономических санкций, повлекшее снижение объёмов погрузки и доходных поступлений от перевозок, а также заморозка тарифов на грузовые перевозки, на полигоне Приволжской магистрали обеспечен рост заработной платы на 5,5 процента к уровню 2013 года. 

В ноябре 2014 года компанией ОАО «РЖД» были выделены дополнительные денежные средства для вывода работников из режима неполной занятости. Это позволило снизить охват железнодорожников режимом неполной занятости с 26 процентов в начале года до 9 процентов в декабре. В конце года работники производственных участков, добившихся наиболее высоких результатов в производительности труда, поощрены дополнительной годовой премией.

– Что такое управление фондом оплаты труда на основе качественного точечного мониторинга? Как проводился такой мониторинг?  

– Начиная с 2012 года, для проведения анализа сбалансированности уровней оплаты труда работников ОАО «РЖД» мы дважды в год осуществляли мониторинг зарплаты работников ведущих должностей и профессий. По его результатам мы информировали департамент по организации, оплате и мотивации труда, а также органы управления региональных подразделений филиалов и дочерних обществ ОАО «РЖД» об имеющихся отклонениях в уровнях заработной платы.

Чтобы обеспечить конкурентоспособность зарплаты железнодорожников и закрепление кадров ведущих профессий и должностей, ежегодно проводится мониторинг заработной платы работников функциональных филиалов ОАО «РЖД» и уровня оплаты труда в субъектах Российской Федерации. Например, мы смотрим, какую зарплату получает слесарь, работающий на магистрали, а также на предприятии, не имеющем отношения к железной дороге. Если видим, что у работника магистрали доход ниже, то комиссия по мониторингу заработной платы может принять решение по корректировке бюджетов затрат функциональных филиалов либо установлению зональных надбавок к заработной плате по конкретным профессиям в структурных подразделениях, имеющих текучесть кадров. 

Чтобы обеспечить единый подход к повышению конкурентоспособности заработной платы работников филиалов ОАО «РЖД», разработан «Порядок формирования и использования резерва на регулирование заработной платы филиалов ОАО «РЖД» в целях повышения её конкурентоспособности на региональных рынках труда». Он позволяет создать механизм формирования за счёт фонда оплаты труда резерва на регулирование заработной платы железнодорожников. Резерв формируется за счёт 30 процентов от средств, сэкономленных в результате оптимизации численности работников. Если выясняется, что у каких-то железнодорожных профессий заработная плата ниже, то комиссия по оценке уровня конкурентоспособности заработной платы работников ОАО «РЖД» на рынке труда может направить резервные средства на повышение заработной платы конкретных профессий и должностей конкретного филиала. Также средства из резерва могут быть направлены на установление зональных надбавок.

– Уже достаточно давно в компании действует трёхуровневая система премирования. Однако специфика работы путевого хозяйства в последние годы изменилась. В первом квартале текущего года работники дистанций пути перейдут на новую систему премирования – за результаты, достигнутые в производственно-хозяйственной деятельности. В чём её отличие?

– Система мотивации персонала требует постоянной актуализации в связи с изменениями целей и задач производства. В дистанциях пути была введена участковая система текущего содержания пути. Это позволило разделить функции контроля и содержания пути, повысить уровень планирования и рационального распределения ресурсов, улучшить систему контроля.
С учётом этих изменений была перестроена и трёхуровневая система премирования для работников дистанций пути на всех уровнях: от первых руководителей до работников линейных подразделений.

Показатели премирования для работников участков установлены с учётом разделения функций между бригадами по планово-предупредительным работам и бригадами по неотложным работам. Теперь будет оцениваться работа, конкретно выполненная бригадой. У путейцев появится заинтересованность более качественно трудиться, что, естественно, повысит и их производительность. Расчёт премии по показателям стал более понятным для работников, что тоже мотивирует. 

Более того, в новом положении прописан порядок учёта выполнения каждого показателя, а это делает систему премирования более прозрачной. Такой подход применяется во всех хозяйствах.

– В прошлом году появился лимит начальника дороги. Кто может быть премирован из этого фонда и за какие заслуги?

– Лимит начальника железной дороги по фонду оплаты труда направляется на поощрение работников и руководителей структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах Приволжской железной дороги. 

Минимальный размер премии в прошлом году составлял 1000 рублей, максимальный – 50000 рублей. Максимальную премию получили работники локомотивных бригад эксплуатационных депо Волгоград-Пассажирское и Астрахань-2 Сергей Аникеев, Владимир Терехов, Александр Деменко и Николай Долбилин за проявленную бдительность и квалифицированные действия по обеспечению безопасности движения.

Работник может получить премию из лимита начальника дороги за вклад в обеспечение безопасности или за повышение эффективности производственной и финансово-экономической деятельности. Кроме того, из этого фонда поощряются работники лучшей узловой  рабочей группы, лучшей комплексной бригады сортировочной железнодорожной станции или лучшей комплексной диспетчерской смены.

Предложения о поощрении работника и размере поощрения заместители начальника железной дороги направляют в отдел организации и оплаты труда или в службу управления персоналом железной дороги – в зависимости от основания для единовременного поощрения.

За 2014 год премию из лимита начальника дороги получили 7884 человека на сумму 40 миллионов рублей. Средний размер премии составил 5 тысяч рублей. 

– На какие компенсационные выплаты сегодня может рассчитывать работник железнодорожного транспорта? 

– Оплата труда работников ОАО «РЖД» регламентируется Положением о корпоративной системе оплаты труда, в котором предусмотрены выплаты компенсационного характера за работу в условиях, отличающихся от нормальных. Доплаты предусмотрены сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, в ночное время (с десяти вечера до шести утра), в размере 40 процентов тарифа за каждый час, а также за работу в период сложных метеорологических условий.

Компенсационные выплаты полагаются и тем железнодорожникам, чья постоянная работа осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава или имеет разъездной характер. С 1 октября 2014 года выплата в размере 172,49 рубля в сутки проиндексирована. Она не облагается налогом на доходы физических лиц.

Что касается доплаты за вредность, то с 1 января 2014 года вступили в силу федеральные законы «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Согласно новым документам, изменён порядок  предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

Новый закон разграничил предоставляемые доплаты и льготы в зависимости от класса условий труда. Так, при 3.1 классе опасности устанавливается доплата не менее 4 процентов. Класс 3.2 подразумевает доплату не менее 4 процентов и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск минимальной продолжительностью 7 календарных дней. При классах 3.3 и 3.4 полагается доплата не менее 4 процентов с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском минимальной продолжительностью 7 календарных дней и сокращённой продолжительностью рабочего времени – не более 36 часов в неделю. 

Если на 1 января 2014 года работнику, согласно существующей карте аттестации, уже установлен дополнительный отпуск  более 7 дней и работник уже пользовался данной льготой ранее, то продолжительность такого отпуска сохраняется до момента улучшения условий труда согласно карте аттестации. 

Если в карте аттестации работника установили класс вредности, а доплата, отпуск или сокращённое рабочее время установлены не были, с момента вступления в силу закона работнику устанавливаются положенные льготы.

Кстати, льготы, которые предоставляются железнодорожнику согласно закону «О специальной оценке условий труда», могут быть заменены денежной компенсацией. Например, с письменного согласия сотрудника продолжительность рабочего времени может быть увеличена до существующих 40 часов в неделю с установлением компенсации в виде доплаты к тарифной ставке в размере 10 процентов. Данное решение работника закрепляется в дополнительном соглашении к трудовому договору. 

Для всех сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, установлен квартальный учёт рабочего времени.
Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31