06 декабря 2021 17:48

06 декабря 2021 17:48

фото: Владимир Кожунков

Ведётся наблюдение

Система информации «Работник на пути» направлена на поддержание технологической дисциплины

Нахождение человека на железной дороге ежесекундно связано с опасностью. Для работников же магистрали на линии угроза возрастает в разы. Сохранить жизнь и здоровье труженикам железной дороги помогает множество правил безопасности, следуя которым они остаются здоровыми и дееспособными. Чтобы избежать тяжёлых последствий, железнодорожники следят за сохранением условий безопасности относительно друг друга, но в случае выявленных нарушений получают замечание. Что это: профессиональная взаимопомощь или кляузы?
– Это было примерно два года назад. Мы ехали пассажирским поездом Москва – Астрахань. На перегоне Трубная – Заплавное, где велись активные работы по вводу в эксплуатацию вторых путей, на нашем пути работала бригада путейцев. С ними не было сигналистов, и оповещающего сигнала локомотива бригада не услышала. Мы вовремя применили экстренное торможение. В одну секунду показалось, что они как будто выпрыгнули из-под нас, – вспоминает помощник машиниста Александр Забазлай. 

Соблюдение правил безопасности при выполнении работ на железнодорожных путях – важная задача для каждого участника производственного процесса. Безусловно, ни за кем не установлены камеры слежения, но внимательный глаз всегда готов присмотреть за деятельностью коллеги-железнодорожника. Замеченное нарушение заносится в специальную систему информации «Работник на пути», действующую с 1 января 2014 года. Сам по себе принцип системы не нов: ранее подобная уже действовала – «Человек на пути».

Система «Работник на пути» касается всех железнодорожников филиалов ОАО «РЖД», занятых в перевозочном процессе, а также подрядных организаций, производственная деятельность которых связана с нахождением на пути общего пользования. Безусловно, порядок обеспечения безопасности работников при выполнении работ на железнодорожных путях регламентируется целым рядом правил и инструкций. Система «Работник на пути» направлена на предупреждение случаев производственного травматизма по причине наезда подвижного состава на тех, кто трудится на железнодорожных путях, а также обеспечение контроля за соблюдением работниками правил нахождения на путях. В основном наблюдающим «оком» выступают локомотивные бригады. Самые активные машинисты и их помощники по выявлению нарушений правил безопасности на пути по Волгоградскому региону работают в эксплуатационном локомотивном депо Волгоград-Пассажирское и моторвагонном депо Волгоград.

Бытует общепринятое мнение, что «локомотивщики – кляузники», цель которых – «увеличить свою премию». Однако результаты опроса среди работников локомотивных бригад не подтвердили этого. Никто из опрошенных не руководствуется денежной мотивацией в решении данной проблемы и целенаправленно не «накручивает» число замечаний. Вознаграждение выплачивается только за каждый подтверждённый факт нарушения в размере 250 рублей; если было применено экстренное торможение, то – около 500 рублей. Помимо этого, ежеквартально с распределением на 1-е, 2-е и 3-е места выделяются локомотивные бригады, проявившие наиболее активное участие в работе системы «Работник на пути».

За 2014 год в локомотивном депо Волгоград-Пассажирское было поощрено 243 работника локомотивных бригад на сумму более 150 тысяч рублей. Стоит подчеркнуть, что именно такую же сумму составили наказания для нарушителей.

Альберт Волков, машинист с опытом работы около шести лет, рассказывает:

– Запись замечания производится в том случае, если после оповещающего сигнала железнодорожник не отошёл на безопасное расстояние от путей. Только тогда докладываем дежурному по станции о нарушении, указывая место происшествия, его характер, а также наименование подразделения.

Перечень нарушений требований безопасности при нахождении на железнодорожных путях состоит из 30 пунктов. По словам машинистов чаще всего железнодорожники не выполняют требования пребывания на путях при проходе поезда, нахождения на путях без сигнальных жилетов или в жилете, не отвечающем своему назначению (без светоотражающих вставок и обозначения принадлежности владельца к соответствующему структурному подразделению – логотипа). 

Однако в список замечаний, отмеченных в специальном журнале, попадают и описания нарушений, касающихся других технологических вопросов. 

– Бывают случаи, когда замечания не соответствуют пунктам перечня нарушений по данным системы «Работник на пути». Чаще всего они касаются охраны труда, например, отсутствие специальных очков во время проведения производственных работ, – рассказывает инженер по охране труда эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-Пассажирское Виталий Журиков. 

За период с 1 января по 31 декабря 2014 года по Волгоградскому региону было зарегистрировано 518 входящих замечаний по системе информации «Работник на пути» (для сравнения по всей дороге – 1471). Из них 268 были подтверждены предприятиями, работники которых нарушили правила безопасности, а 228 замечаний получили отказ. Больше всего замечаний адресовано предприятиям инфраструктуры. В течение года было проведено 45 совещаний по обоснованности внесённых отказов в АСУЗМ, отмеченных машинистами. Результат таков: 60 процентов замечаний локомотивщиков оправданы, а 40 – нет. 

– Система информации «Работник на пути» даёт свой положительный результат. Труженики стали серьёзнее относиться к своей безопасности. Прежде всего это работники пути, движенцы, энергетики, сотрудники ведомственной  охраны и другие. Однако есть в системе и свои сложности. У каждого работника магистрали имеются свои технологические особенности поведения на путях, и, естественно, локомотивные бригады всех подробностей не знают и поэтому, бывает, пишут ошибочные замечания. Для исключения этого мы проводим еженедельные собрания с руководством предприятий по разбору произошедших случаев, а также каждую среду на «день безопасности» в эксплуатационные локомотивные депо приезжают специалисты, к примеру, дистанций пути и объясняют технологические особенности работы на пути. Напряжение, создаваемое в этом вопросе, показывает, что люди стараются выполнять свои обязанности, – рассказывает заместитель главного инженера Приволжской железной дороги по Волгоградскому региону Владимир Ковалёв. 

Основная причина, почему железнодорожники нарушают правила собственной безопасности, по словам Владимира Сергеевича, – это спешка, люди просто хотят быстрее закончить работу. Соблюдение правил, безусловно, создаёт определённые трудности, но ведь от этого зависят жизнь и здоровье человека. Последний случай, произошедший на Аткарской дистанции пути, где во время работы на пути были сбиты поездом два монтёра пути, – тому доказательство. Заключение «Скорой медицинской помощи» – травмы несовместимые с жизнью. А ведь двое молодых людей хотели побыстрее справиться с заданием бригадира, нарушив при этом требования безопасности. 

На сегодняшний день самая напряжённая ситуация в области технологической дисциплины – в Волгоградской, Сарептской, Чирской дистанциях пути, эксплуатационном вагонном депо Максим Горький.

С начала текущего года по 19 января машинистами уже зафиксировано шесть замечаний по региону. Однако дело не в количестве – это лишь сухая статистика. Важно, что от соблюдения правил безопасности на пути зависит собственная жизнь каждого работника. 
Любовь Шмакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31