08 декабря 2021 16:26

08 декабря 2021 16:26

фото: Алексей Шмалей

Диваны вместо рельсов

Тревожная тенденция: бывшие железнодорожники всё чаще «ищут счастья» за пределами компании

Экономика Саратовской области идёт в рост. Появляются новые предприятия, а с ними и новые грузы –  казалось бы, железнодорожникам только радоваться да потирать руки. Ан нет... Как всегда, выясняется: у «медали» есть и другая сторона.
В Приволжской дирекции инфраструктуры подводят первые неутешительные итоги: за девять месяцев года текучесть монтёров пути составила 13,1 процента – это на 2,5 процента выше, чем за аналогичный период 2013-го. А в октябре – ноябре ситуацию усугубил переход части работников Саратовской дистанции пути на мебельную фабрику «Король диванов».

В тепле, да в обиде

– На нашем предприятии текучка монтёров пути всегда была, есть и будет, потому что это город, и у людей есть большая альтернатива при выборе работы, – вынужден констатировать главный инженер Саратовской дистанции пути Камран Бабаев. – В области постоянно открываются новые производства, которые переманивают наших сотрудников более высокими окладами. Так, на недавно открывшейся в селе Клещёвка мебельной фабрике бывшим железнодорожникам обещают «чистыми» 25 тысяч рублей в месяц.

Справедливости ради стоит отметить: сегодня монтёр пути ПЧ-11, которому приходится «крутить гайки» в любую погоду, в среднем получает 24389 рублей (данные за десять месяцев), что на 6,9 процента выше уровня 2013 года. Казалось бы, разница не такая уж и большая. Однако здесь следует учесть, что этот показатель – усреднённый: в то время как высокоразрядный монтёр пути может зарабатывать около 30 тысяч, молодой работник, недавно устроившийся на предприятие, поначалу получает вдвое меньше. Именно поэтому текучесть кадров, по статистике, «поражает» в первую очередь тех, кто отработал в дистанции менее трёх лет. 

– Наши специалисты уходят на госпредприятия или в строительные организации, – рассказывает заместитель начальника ПЧ-11 по кадрам и социальным вопросам Виктор Венедиктов. – На мебельную фабрику в Клещёвке, к примеру, у нас ушла почти половина сотрудников, работавших на двух наиболее близких к ней участках пути. Там точно такая же пятидневная рабочая неделя и официальное трудоустройство в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. Удержать путейцев не смогли ни колдоговор ОАО «РЖД», ни прочие социальные «бонусы» железнодорожников. Ведь ни для кого не секрет, что наши путейцы работают в непростых условиях, это тяжёлый физический труд, который сегодня не оценён по достоинству. 

Казалось бы, после таких слов сборка мягкой мебели в тёплом помещении должна показаться просто раем земным. Но недаром же говорят в народе: хорошо там, где нас нет...

– Я отработал на этой фабрике несколько месяцев. Могу сказать, что в Клещёвке действительно производится много мебели, но людей там не уважают, – рассказал мне на условиях анонимности один из бывших работников ООО «Король диванов». – Увольняют они сотрудников без разбора, а потом ещё и жалуются на нехватку кадров. Неприятно, когда на предприятии не ценят работников, которые приносят доход. 

А несколько месяцев назад, по сообщениям агентства «СарИнформ», на одном из складов «королевской» фабрики произошёл несчастный случай. Согласно предварительным данным, предоставленными специалистами центра медицины катастроф, рабочие отравились неизвестным веществом. 46-летний грузчик скончался на месте, а его напарника 28 лет в тяжёлом состоянии отвезли в больницу. Молодой человек впал в кому. Рабочие, которые обнаружили тела своих товарищей, лежащих на полу склада без каких-либо признаков жизни, были шокированы увиденным...

За себя и за «того парня»

Но даже эти зловещие события не смогли остановить массовый «исход» монтёров пути с железной дороги. По словам оставшихся в строю тружеников Саратовской дистанции пути, 2014-й год стал для них в экономическом плане одним из самых тяжёлых за последнее десятиление. Вследствие предпринятых антикризисных мер, таких как режим неполной рабочей недели и другие, многим путейцам приходится справляться с плановыми заданиями и поддерживать хорошую балловую оценку пути, работая порою за двоих.

Несколько месяцев назад первый заместитель начальника Приволжской железной дороги Владимир Герус с тревогой отмечал проблему невыполнения такого немаловажного норматива, как «контингент, который выходит в путь от расчёта в смену». Увы, с тех пор ситуация лучше не стала. Сегодня данный показатель не выдерживается практически ни на одном предприятии хозяйства пути Саратовского региона Приволжской. Согласно официальным данным, в Ершовской и Саратовской дистанциях пути в первом полугодии он не поднимался выше 77 и 64 процентов, а в Привольской, Аткарской и Анисовской дистанциях составлял, соответственно, 50, 52 и 55 процентов. 

– У меня на столе лежит целая пачка объяснительных от руководителей дистанции и мастеров. В свою очередь, мы вынуждены давать объяснения вышестоящему руководству даже за те недоработки, в которых нет нашей вины. А что делать, если людей не хватает? Нас уже «оптимизировали» настолько, что работать некому! – справедливо обеспокоен Виктор Венедиктов. – По технологии один стандартный рельс у нас должны менять восемь монтёров пути, а по факту получается – вдвое меньше. И так во всём. А отвлекать людей с соседних участков мы не можем, ведь и там точно так же нужно работать, выполнять план. 

Шаг навстречу

Естественно, такая ситуация не могла остаться без внимания руководства Приволжской дирекции инфраструктуры в целом и службы пути в частности.

– В условиях нестабильной экономической обстановки в стране в 2014 году Приволжская дирекция инфраструктуры переживала не лучшие времена. Однако в конце года наметилась положительная тенденция: с октября заработная плата наших работников была проиндексирована на 2,63 процента, – рассказывает начальник службы организации и оплаты труда дирекции Ольга Емельянова. – А в четвёртом квартале, в дополнение к уже действующим, были установлены зональные надбавки монтёрам пути Саратовской, Привольской, Аткарской, Анисовской, Волгодонской, Пугачёвской и Качалинской дистанций пути. Кроме того, в ближайшее время мы планируем уйти от применения вынужденных мер по уплотнению рабочего времени, чтобы наши работники смогли отказаться от отпусков без сохранения зарплаты. На эти цели выделяются дополнительные средства по фонду заработной платы. 

Как сообщил начальник департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД» Сергей Саратов, в четвёртом квартале 2014 года на вывод работников компании из режима неполной занятости было выделено 1,7 миллиарда рублей. 

– И мы благодарны, что в ситуации с неполным рабочим днём люди проявили понимание, – подчеркнул руководитель.

Руководство Приволжской магистрали рассчитывает, что выделенных дороге средств хватит для обеспечения роста заработной платы по основным производственным группам, в том числе и по монтёрам пути. 

– Предпринятые меры должны улучшить ситуацию с критическим уровнем текучести кадров по основным железнодорожным профессиям. Правда, на это потребуется какое-то время, возможно, даже не один и не два месяца. Но мы надеемся, что в 2015 году престиж железнодорожных профессий на рынках труда Саратовского, Волгоградского и Астраханского регионов повысится, что позволит привлечь в структурные подразделения дирекции новых работников, – подытожила Ольга Емельянова.

Да, рынок труда в «столичном» регионе Приволжской (и в нём ли одном?) сегодня переживает подъём, конкуренция среди работодателей, старающихся заполучить квалифицированных работников, высока. Причём эта тенденция, по-видимому, – на долгие годы. Так что, несмотря на вполне объективные экономические трудности, железнодорожникам приходится отвечать на вызовы времени. Безусловно, мощное подспорье кадровикам в «борьбе за контингент» – социальные гарантии по обязательствам Коллективного договора ОАО «РЖД», одного из самых привлекательных в Российской Федерации, а также компенсируемый социальный пакет, жилищная программа, молодёжная политика и многие другие «плюсы».

И ещё ремарка напоследок. Как известно, Роспрофжел выступил с инициативой внести в трудовое законодательство норму об обязательной ежегодной индексации зарплат в размере инфляции и сейчас проводит кампанию по сбору подписей на сайте госуслуг. Для официального рассмотрения этого предложения властью необходимо набрать 100 тысяч «за». И если в конце концов эта весьма своевременная профсоюзная инициатива обретёт новое качество и станет законом, то каждый монтёр пути – впрочем, как и любой железнодорожник, – сможет рассчитывать на более справедливую оценку своего труда.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31