04 декабря 2021 08:40

04 декабря 2021 08:40

фото: Альбина Кадушина

Есть женщины в русских селеньях

Клавдия Родионова всю жизнь проработала помощником машиниста

Юная железнодорожница Мария Миллер с Восточно-Сибирской магистрали мечтает стать машинистом «Сапсана». Этим летом девочка признана «Лучшим машинистом тепловоза ТУ-10» среди воспитанников детских железных дорог. И, кажется, до осуществления заветной мечты осталось совсем немного, но... Вот незадача: в России женщинам не разрешается водить грузовые и пассажирские поезда.
Однако были в истории отечественных железных дорог времена, когда работа женщин в должности помощников и даже машинистов была не романтичной мечтой, а опасной и подчас невыносимо трудной реальностью. Ведь осваивать эту поистине мужскую профессию заставляла горькая военная нужда. 

Лиха беда начало

Ещё в самом начале Великой Отечественной войны железным дорогам Советского Союза был нанесён колоссальный ущерб. Фашистские захватчики разрушили 65 тысяч километров пути. Из строя были выведены тысячи паровозов. Погибли железнодорожники... Требовалось в кратчайшие сроки решить кадровую задачу. Ведь фронт ждал боеприпасы, технику, солдат, продукты питания! Именно в это время в кабины паровозов поднимаются женщины-машинисты. Одной из них стала Клавдия Родионова.

1 декабря Клавдии Яковлевне исполнилось 90 лет. Поздравить её с этой знатной датой приехали работники, ветераны и профсоюзные лидеры эксплуатационного локомотивного депо Саратов-Пассажирское. Именно на этом предприятии женщине и пришлось по воле судьбы постигать азы ведущей железнодорожной профессии.

В 1941 году Клавушке, как её тогда называли, исполнилось семнадцать. Она только-только окончила семилетку в родном селе Николаевка Калининского района Саратовской области, когда в учебном заведении появились педагоги из Аткарского железнодорожного училища. Среди старшеклассниц они выбрали с десяток девчат «покрупнее» и заявили им: «Ну, девушки, поедете учиться в Аткарск». Для школьниц такое предложение было неслыханным счастьем: перебраться из глухой деревни в город – об этом они могли только мечтать!

Однако городская жизнь оказалась совсем не радужной. Уж больно голодно, да и учиться тяжело... Не все девчонки выдерживали суровое испытание, некоторые сбегали обратно домой, в деревню, – слишком непосильной была ноша для хрупких плеч. Но в условиях сурового военного времени не было места сантиментам. Побег расценивался категорично – как дезертирство. Беглянок нужно судить! Их и судили. Если б в эту историю не вмешался директор училища Николай Иванович Трофимов, неизвестно ещё, что стало бы с николаевскими девчатами...

Дело всей жизни

В начале 1943 года Клавушка вместе со сверстницами пришла работать кочегаром в Саратовское локомотивное депо. Всего на предприятие в ту пору трудоустроились 13 девушек. Однако в итоге в депо осталась только Клава Родионова.

– Сначала работала кочегаром, – рассказывает Клавдия Яковлевна. – За поездку перелопачивала до двадцати тонн уголька. А колодки менять – какая мука мученическая была! Наворочаешься за день так, что к концу смены без помощи ядрёного словца и с места их не сдвинешь. Хорошо, я от природы крепкая женщина... 

В 1944 году Клавдия стала помощником машиниста.

– Приходилось ездить и до Сталинграда. Тогда это означало смертельную опасность, – вспоминает железнодорожница. – Конечно, было очень страшно. Помню, летит на нас немецкий самолёт. Машинист выскочил из паровоза – и в кусты. А я с непривычки мечусь и не знаю, куда бежать. Слава богу, стервятник в тот раз пролетел мимо, не бомбил нас. Водили составы и до Петрова Вала. Машинистом у меня был Мартьян Николаевич, фамилию его я запамятовала, а помощником машиниста – это когда ещё кочегарила – дядя Петя Пантюхин. Начнут бомбить – я под тендер залезу, а они под поезд жмутся. Куда же ещё денешься среди степи?

Трудности военной жизни не сломили Клавдию Яковлевну, а только закалили. Она и после Победы продолжала работать по той же специальности, только пересела с паровоза на тепловоз. И на пенсию в 1975 году вышла с должности помощника машиниста.

– В Саратовском локомотивном депо Клавдию звали не иначе как Любушка, потому что любили её все очень, – рассказывает хранитель музея эксплуатационного локомотивного депо Саратов-Пассажирское Николай Кротков. – Это лучшая женщина, когда-либо работавшая на нашем предприятии. Она пользовалась огромнейшим авторитетом. Неутомимый трудяга, очень общительная, жизнерадостная, гостеприимная. Но при этом Любушка – очень прямой человек, не терпит лжи. В своё время именно она вместе с другими энтузиастами создавала совет ветеранов локомотивного депо, активно участвовала в его мероприятиях. А в 2012 году стала заслуженным ветераном России.
Кстати, у Клавдии Яковлевны вся семья – железнодорожная. Покойный муж Юрий Александрович тоже водил пассажирские поезда, только за правым крылом. А сейчас в локомотивном хозяйстве трудятся их внуки – Андрей и Юрий.

Женщины, вёзшие Победу

Рассказывая о Клавдии Родионовой, нельзя, конечно, не вспомнить имена других героических женщин – машинистов и помощников машинистов Великой Отечественной. А история российских железных дорог знает их немало – более трёх тысяч! 

Так, в военные годы бывшая уборщица депо Москва-Пассажирская Ленинской железной дороги Александра Терморезова с успехом водила тяжеловесные составы. На Урале то же самое делала «для фронта, для Победы» молодой машинист Златоустовского депо Ирина Зубарева. Только за январь и февраль 1944 года её женская бригада сделала 46 рейсов, сэкономив 190 тонн топлива. 

Алиса Омурова первой из женщин Киргизии стала машинистом паровоза. Был в её биографии такой факт: самостоятельно, без захода в депо, отремонтировала своего «железного коня». 

Особой отвагой и находчивостью отличалась Елена Чухнюк. Вместе с помощником машиниста Татьяной Латышевой она под непрерывным огнём противника доставляла в Сталинград и на Курскую дугу эшелоны с вооружением и боеприпасами. Часто привезённая девушками техника прямо с платформы уходила в бой...

Так что современных девчонок можно понять: им есть на кого равняться.

Уступите даме правое крыло!

Сибирячка Маша Миллер со своей мечтой дошла уже до президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Во время прошедшего в конце сентября «Открытого разговора» девушка прямо спросила у главы компании, есть ли у неё надежда в будущем стать машинистом. 

Прежде чем дать ответ, Владимир Иванович поинтересовался  у одного из машинистов, сидевших в студии: «Как, по-вашему, может в этой профессии работать женщина?». Тот признал, что уровень нагрузок на локомотиве по плечу далеко не всем. 

– Давайте так ответим на этот вопрос: мы рассмотрим возможность привлечения женщин к работе машинистом вообще, в целом, – сказал президент. – Посоветуемся с нашими законодателями, министрами: могут ли женщины привлекаться на такую работу – например, в области скоростного движения?

Владимир Якунин пообещал, что этот исторический вопрос будет рассмотрен в течение года.

Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31