07 декабря 2021 18:38

07 декабря 2021 18:38

фото: Владимир Кожунков

Грузовой транзит – в обход саратовского узла

Начало строительства западного обхода «столичного» узла Приволжской магистрали перенесли за пределы 2020 года. Хотя ещё совсем недавно в планах железнодорожников значился 2015-й.
Отсутствие обхода –  сдерживающий фактор развития дороги: сейчас загрузка саратовского железнодорожного узла превышает 90 процентов от проектной мощности. 

– Дефицит пропускной способности инфраструктуры саратовского узла в настоящее время приводит к существенному замедлению пропуска поездопотока и снижению участковой скорости с 40 до 16,9 километра в час, – поясняет заместитель главного инженера дороги Василий Худик. – Дальнейшее развитиеинфраструктуры станции Саратов-1 и подходов к ней сегодня практически невозможно из-за высокой плотности городской застройки. Загрузка чётной горловины станции Саратов-1 в 2013 году составила 101 процент от проектной мощности.

Для того, чтобы «перенапряжённый» узел смог «вздохнуть с облегчением», в 2007 – 2008 годах силами проектного института «Саратовжелдорпроект» было выполнено технико-экономическое обоснование для строительства западного обхода. Год спустя железнодорожники получили положительное заключение государственной экспертизы. Казалось, начало строительства уже не за горами. Но всё вышло по-другому.

– В 2008 году данный проект был включён в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)», – вспоминает начальник инвестиционного отдела Приволжской железной дороги Наталья Пахотных. – Однако из-за отсутствия средств обход саратовского железнодорожного узла из этой целевой программы был исключён, а в программу 2010 – 2020 годов не попал. Тем самым строительство обхода отодвинуто уже за пределы 2020 года.

Несмотря на это, руководство Приволжской магистрали намерено включить данный проект в Генеральную схему развития железнодорожной инфраструктуры южного региона до 2025 года – в увязке с планами развития портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна. Ведь дефицит пропускной способности инфраструктуры саратовского узла существенно затрудняет пропуск поездопотока, формируемого в промышленных центрах Урала, Поволжья и Сибири и следующего через станции имени Максима Горького и Гумрак к районам Северного Кавказа и южным портам.

– Но самое главное, западный обход саратовского железнодорожного узла позволит переправить грузовой транзит за пределы областного центра. Это давнишняя наша «голубая мечта» – вывести грузовые перевозки из города, не ввозить в мегаполис нефть и «химию», – рассказывает заместитель начальника дороги по территориальному управлению Анатолий Тарасенко. –  На уровне Приволжской магистрали делается всё возможное, чтобы приблизить практическую реализацию этого крайне важного проекта. Мы постоянно отстаиваем целесообразность и необходимость строительства обхода на самом высоком уровне. Думаю, что положительное решение по данному инвестиционному проекту в любом случае будет – не сегодня, так завтра, потому что этот объект заложен в программу развития компании. Должен сказать, что 89 миллионов рублей уже вложено в проектно-изыскательские и землеустроительные работы. А общая сумма инвестиций предположительно составит 31 миллиард рублей.

Два месяца назад в ходе заседания рабочей группы экспертного совета ОАО «РЖД» по инвестиционным проектам было принято решение предусмотреть в сводном бюджете компании на 2015 год дополнительные лимиты на строительство западного обхода саратовского узла на сумму более 272 миллионов рублей. Для обеспечения государственной поддержки этого объекта, изыскания дополнительного финансирования, в том числе и привлечения внебюджетных средств, железнодорожники намерены продолжить диалог с Минтрансом и Минэкономразвития России.

– Обходной железнодорожный путь позволит свободно пропускать растущие объёмы грузов, которые идут транзитом через Саратовскую область, а также оптимизировать технологию работы пассажирского комплекса на саратовском узле, в том числе за счёт создания по станции Саратов-2 парка отстоя пассажирских поездов, – уточняет Василий Худик. – Нефтеналивные, химические и другие потенциально опасные грузы будут выведены за черту города, что снизит экологические риски. 

Кроме того, обходной путь позволит создать дополнительные рабочие места, что в свою очередь окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие прилегающих к нему территорий.

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31