07 декабря 2021 18:30

07 декабря 2021 18:30

фото: Денис Селивёров

Новый щиток для переездов

Перспективное устройство высоко оценили работники дистанций СЦБ

После успешных испытаний на Горьковской дороге в конце 2013 года объединённый щиток переездной сигнализации и устройств заграждения переездов ЩПС-УЗП был принят в постоянную эксплуатацию на Приволжской магистрали.
Новшество имеет ряд очевидных преимуществ с точки зрения надёжности и безопасности движения, поэтому уже в этом году эсцебисты активно внедряют ЩПС-УЗП на переездах Приволжской. 

Первый современный пульт управления был установлен на переезде 865-й километр однопутного перегона Себряково – Гурово. Достоинства нового устройства мы обсудили с электромехаником Петроввальской дистанции СЦБ Александром Гусаровым. 

– Прежде всего новый щиток ЩПС-УЗП объединяет функции по управлению переездной сигнализацией ПС и устройствами заграждения УЗП. Он устанавливается взамен двух существующих щитков раздельного управления на переезде, – пояснил электромеханик.

В настоящее время на полигоне Приволжской дороги устройства заграждения действуют на всех железнодорожных переездах с автошлагбаумами и дежурным работником. 

Внедрение УЗП началось сравнительно недавно, поэтому для управления заградительными плитами рядом с действующим щитком управления ПС на посту безопасности был установлен второй щиток. Такое раздельное управление создаёт неудобства в работе дежурного по переезду. Надо сказать, что немало проблем у электромехаников СЦБ с устаревшими щитками и в техническом плане, решить которые можно только путём их полной модернизации. 

Сейчас все принципиально новые элементы – кнопочные переключатели и контрольная индикация – сконцентрированы на общей большой панели нового ЩПС-УЗП. На лицевой её части выполнено графическое изображение самого переезда, помогающее визуально отслеживать индикацию управления оборудованием и приближения поездов. Для создания индикации применяются крупные двухцветные светодиоды, и теперь каждая световая ячейка отображает двойную информацию, загораясь то одним, то другим цветом.  По словам собеседника, это обстоятельство положительно оценили работники переезда, так как снижение количества индикаторов позволило улучшить восприятие световой информации.

– Пожалуй, главное достоинство ЩПС-УЗП – это применение электронного счётчика взамен пломбируемых кнопок ответственных команд: аварийное открытие переезда, включение заградительных светофоров, отключение звонка на будке переезда, нормализация УЗП, – продолжил Александр Гусаров.

Такая замена даёт возможность отказаться от вызова электромеханика СЦБ на переезд для пломбирования кнопок ответственных команд после их нажатия. Этими кнопками дежурному приходится пользоваться часто, ведь возникновение нештатных ситуаций на переезде не редкость. Сами ответственные кнопки выделены красным цветом и хорошо заметны среди других. Теперь при сдаче смены дежурный записывает в «Книгу приёма и сдачи дежурств» показание счётчика. Чтобы ознакомиться с информацией, сохранённой в энергозависимой памяти счётчика, работнику достаточно нажать на его панели сенсорную кнопку «Контроль». 

Электромеханик СЦБ Александр Гусаров в своей дистанции активный рационализатор, и он считает, что разработчикам всё-таки нужно было предусмотреть защиту от случайного нажатия кнопок ответственных команд, хотя бы в форме элементарного прозрачного кожуха. В старых щитках функции такой защиты обеспечивали специальные пломбируемые фиксаторы и прочная нить самой пломбы.

Учли разработчики при конструировании корпуса щитка и проблемы предыдущих моделей. Герметичный каркас выполнен из оцинкованной стали с дверцей и козырьком, что будет минимизировать проникновение в щиток пыли и влаги. А ещё внутри устройства применены пружинные клеммы для удобства монтажа кабельных жил, которые также предотвратят их излом и обеспечат надёжный электрический контакт. 

– Для включения нового щитка предварительно потребовалось внести изменения в действующие электрические схемы увязки с автоматикой переезда. Поэтому в релейном шкафу нами были заранее выполнены все необходимые монтажные работы и установлены дополнительные приборы, –  сообщил Александр Гусаров. – В итоге на переключение и наладку у нас ушло чуть более двух часов.

Современный щиток ЩПС-УЗП можно по праву назвать малообслуживаемым устройством. Ведь, благодаря закрытому исполнению контактной системы кнопок, не требуется их чистка и регулировка, а это позволит отказаться от выполнения внутренних профилактических работ и сэкономит рабочее время. Более того, закрытое исполнение предотвратит несанкционированное проникновение внутрь щитка и вмешательство в работу его электрических схем. 

Недавно эсцебисты оперативно установили ещё четыре щитка ЩПС-УЗП на переездах с интенсивным движением в границах  Саратовской, Волгоградской и Максимгорьковской дистанций СЦБ.

В ходе осеннего комиссионного осмотра с перспективным щитком внимательно ознакомился и начальник службы автоматики и телемеханики Евгений Цымбал, подчеркнув своевременность его изобретения. 
Работа по программе «Обеспечение безопасности движения поездов» будет продолжена и в следующем году на всех охраняемых переездах Приволжской железной дороги – до полной замены старых щитков модернизированными.

Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31