27 ноября 2021 14:59

27 ноября 2021 14:59

фото: Алексей Шмалей

Пост номер два

Каждому машинисту пришлось пройти в своё время через эту должность

Он, как тень машиниста, всегда вместе с ним. Быть вторым пилотом в кабине поезда – его святая обязанность.
Помощник машиниста – дублёр. Он проговаривает всё, что видит в пути, повторяет вслух показания светофоров, сигналов, сигнальных знаков и указателей, а также следит за исправной работой локомотива. Всё это необходимо для того, чтобы ни в коем случае не упустить чего-то важного, на что машинист может не обратить внимания или просто не заметить. Ведь в пути мелочей не бывает.  

Профессии машиниста и его помощника во все времена считались одними из самых востребованных и престижных на сети железных дорог. 

Однако, для того чтобы стать «правой рукой» машиниста, необходимо много учиться: либо четыре года в железнодорожном техникуме, получив в итоге среднее профессиональное образование, либо окончить пятимесячные курсы в Приволжском учебном центре профессиональных квалификаций (дорожной технической школе). 

Мне же – корреспонденту дорожной газеты – в этом случае повезло больше. Я смог освоить азы непривычной для меня профессии менее чем за один день! 

После ускоренного инструктажа мне доверили место помощника машиниста за контроллером электровоза серии ВЛ80. Под руководством опытного наставника, почётного железнодорожника Юрия Даведина, отработавшего более трёх десятков лет в локомотивном хозяйстве, я проделал большой и сложный путь от станции Сенная до саратовского вокзала. 

Тех, кто уже успел испугаться и подумать, что такой вопиющей угрозы безопасности движения поездов не было за всю историю железнодорожного транспорта, спешу успокоить: в результате нашей поездки никто не пострадал и груз был доставлен в целости и сохранности. Если даже после этих слов вы продолжаете набирать номер главного ревизора Ростехнадзора, то остановитесь: наш поезд был не настоящий, а виртуальный, точно так же, как и железная дорога, по которой мы «ехали». Просто, когда сидишь в кресле высокотехнологичного тренажёра электровоза серии ВЛ80, обо всех этих условностях забываешь напрочь, потому что становишься свидетелем невероятно точной имитации. Эксплуатационное локомотивное депо Сенная, стоящие перед его забором автомобили, люди, спешащие на работу, и железнодорожные переезды... Всё это и многое другое можно увидеть, не покидая стены учебного класса.

– На этом тренажёре можно объехать практически все электрифицированные участки Приволжской железной дороги, – поясняет мой наставник, преподаватель Саратовского подразделения Приволжского учебного центра профессиональных квалификаций Юрий Даведин. – Перед тем как попасть в кабину настоящего электровоза, будущие помощники машинистов в течение четырёх месяцев изучают теорию, а потом сдают мне и моим коллегам экзамен на тренажёре. В кабине настоящего электровоза они должны точно выполнять поручения машиниста, следить за оборудованием локомотива, контролировать показания его приборов, а также обращать внимание на проезжающие мимо поезда. И если вдруг машинист не сможет вести поезд, мало ли что случается в пути следования, помощник обязан сообщить об этом диспетчеру, а также машинистам встречных поездов и – занять его место у контроллера, чтобы избежать всевозможных проблем в пути.

В кабине локомотивов существуют специальные кнопки проверки бдительности (как со стороны машиниста, так и со стороны помощника), периодически нажимая на которые, машинист подтверждает, что движение поезда полностью находится под его контролем. Правда, бывают такие случаи, когда заработавшиеся локомотивщики начинают «на автомате» давить на кнопку бдительности, не обращая внимания на показания устройств СЦБ. Когда внимание машиниста притупляется, его поезд может проскочить запрещающий сигнал светофора, а это, как всем хорошо известно, не исключает самых печальных последствий. Поэтому в обязанности помощника машиниста, помимо всего прочего, входит и постоянный контроль за самочувствием своего непосредственного руководителя.

Помощнику машиниста, так же как и его прямому начальнику, полагается быть спокойным и рассудительным в любых ситуациях. Степень ответственности высокая, независимо от того, каким локомотивом они управляют – стареньким или скоростным.

В Приволжской дирекции тяги мне сообщили, что сегодня профессия «помощник машиниста» – одна из самых востребованных. Спрос на этих специалистов стабилен на любой магистрали. Каждая дорога в нашей стране может похвастаться своими перспективными кадрами, которые взращиваются постепенно, иногда даже с самого раннего детства, со свойственной всем железнодорожникам ответственностью и основательностью. 

– Однако и на железных дорогах несколько раз случался профессиональный бум. Например, на Урале в 50-е годы XX века число работников железных дорог резко выросло – почти на 270 тысяч человек по сравнению с 1940-ми годом, – рассказывает директор музея истории Приволжской железной дороги Антон Фирсов. – Больше всего тогда было машинистов и их помощников. В первую очередь это было связано с внедрением новой техники. В первые послевоенные годы прогресс только набирал темпы. С 1956 года стали появляться новые профессии – связанные уже с электропоездами и тепловозами. 

Требования ко всем локомотивщикам с тех пор возросли. Но и зарплата, в свою очередь, стала более достойной. И хотя её величина может колебаться в зависимости от времени года, самое главное, что на эти деньги молодые люди вполне могут обеспечить не только себя, но и свою семью.

В компании ОАО «РЖД» для помощников машинистов созданы вполне благоприятные условия. В их социальный пакет, помимо всего прочего, входят бесплатный проезд на поездах дальнего следования до места отдыха и обратно, обучение на льготной основе во всех железнодорожных учебных заведениях, бесплатное лечение в лучших городских больницах, путёвки на юг для детей и многое другое. За всё это к помощникам машиниста предъявляются очень высокие требования.

– Помощник машиниста должен досконально знать правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах и ряд других документов, причём знание теории на предприятиях проверяется регулярно, – продолжает Юрий Даведин. – Ведь от этого в конечном итоге зависят человеческие жизни. Такая работа противопоказана людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, плохим зрением или слухом. Как и машинистов, их помощников отбирают по жёстким критериям. Здоровье, профессиональные знания и навыки – вот основные требования, которые предъявляют к претендентам на такую работу. Помощник должен быть внимательным и обладать великолепной реакцией. 

Неотъемлемые составляющие профессии «помощник машиниста локомотива» – ненормированный график, физические и моральные нагрузки, нелёгкие условия труда. Этот работник, входящий в состав локомотивной бригады, так же как и машинист, должен быть готов к любым трудностям. Сами железнодорожники, работающие не первый год по этой профессии, признаются: «Работа хоть и тяжёлая, но она того стоит!».

– Уже третий год пошёл, как я работаю в этой должности после окончания курсов в дорожной технической школе, – признаётся помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Саратов-Пассажирское Иван Козин. – На самом деле в нашей работе не так уж и много сложностей, как может показаться на первый взгляд, однако далеко не у каждого человека получится работать в кабине локомотива. Многих не устраивает график, потому что смены могут выпадать не только днём, но и ночью. Так что самое главное, чтобы было желание и здоровье, а всё остальное приложится!

Когда я спросил Ивана, почему он сделал свой выбор в пользу такой непростой и ответственной профессии, оказалось, что он решил пойти по стопам своего отца. 

Что же касается всех остальных представителей данной профессии, то большинство из них, как и Козин-младший, не сомневаются, что эта должность для лучших в своём деле. Она считается переходной: без опыта работы помощником, не берут в машинисты. Пройти через этот этап должны все, кто со временем хочет занять пост номер один в кабине локомотива.
Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30