06 декабря 2021 17:55

06 декабря 2021 17:55

фото: Владимир Кожунков

У семи нянек дитя... с убытками

Чиновники и перевозчики винят друг друга в отмене пригородных поездов

Отмена четырёх пригородных поездов ОАО «Саратовская ППК» с 1 октября текущего года расшатывает социально-политическую ситуацию в Саратовской области. К такому выводу пришли аналитики фонда «Петербургская политика», ежемесячно исследующие обстановку в регионах Российской Федерации.
И в ближайшее время социально-поли-тическая ситуация в Саратове вряд ли улучшится. Только за первую половину октября другой пригородный перевозчик – ОАО «ППК «Черноземье» – отменил десять пригородных поездов, курсирующих по территории области. С 22 октября четыре поезда исчезнут и из графика движения Саратовской ППК. 
Чиновники в отмене электричек предпочитают винить исключительно перевозчиков. 

– Расписание движения пригородных поездов на 2014 год было согласовано со всеми пригородными компаниями, осуществляющими перевозки по Саратовской области, – заявляет министр транспорта и дорожного хозяйства области Николай Чуриков. – Размеры бюджетного финансирования также были известны перевозчикам заранее. Несмотря на это, они заявили о неполном возмещении причинённых им убытков и приняли решение о поэтапной отмене движения ряда пригородных поездов. Хотя возникающие убытки компании зависят не только от перевозок пассажиров по регулируемым тарифам, но и от ряда других факторов, в том числе эффективной работы компании и его менеджмента.

Однако на этот счёт у перевозчиков имеется своя точка зрения.

– Компанией принимаются исчерпывающие меры по увеличению доходности пригородных железнодорожных перевозок, ведётся работа по привлечению дополнительных и удержанию постоянных пассажиров, а также по пресечению безбилетного проезда, – считает генеральный директор ОАО «ППК «Черноземье» Виталий Шульгин. – Регулярно реализуется комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества обслуживания пассажиров и спектра предоставляемых услуг. В эксплуатацию введены современная контрольно-кассовая техника и билетопечатающие терминалы самообслуживания. Ведётся работа и по снижению расходов, включающая комплекс мероприятий, в том числе и по оптимизации численности персонала компании. Однако реализация даже такого обширного комплекса мер не позволяет обеспечить безубыточную деятельность при отсутствии полноценного источника финансирования из бюджета Саратовской области.

С начала перевозочной деятельности компании «Черноземье» на территории региона область задолжала ей более 228,6 миллиона рублей! При этом если в 2011 году перевозчику компенсировалось порядка 47 процентов убытков, то в 2013-м – только 13 процентов. Впрочем, убытки «Черноземья» куда меньше потерь ОАО «Саратовская ППК» – основного пригородного перевозчика в области.

– С 2011 года правительство субсидирует нам лишь часть потерь, – поясняют в компании. – В 2011 году наши убытки составили 131 миллион рублей, в 2012-м – почти 140 миллионов, в 2013-м – более 176 миллионов. А в 2014 году убытки с учётом субсидий из областного бюджета составят 214 миллионов рублей.

Пока правительство и перевозчики делят долги прошлых лет, приближается время определять объёмы перевозок на следующий год.

– Сейчас согласуется и прорабатывается расписание на 2015 год, – поясняет первый заместитель министра по транспортному комплексу Андрей Дармограй. – Малодоходные маршруты будут оптимизированы. Несмотря на то что железнодорожные перевозки составляют всего 4 процента от общего объёма пассажирских перевозок в регионе, мы осознаём их социальную направленность и намерены обеспечить их доступность.

Отмены пригородных поездов в первую очередь бьют по социально не защищённым слоям граждан. Сегодня около 54 процентов пассажиров электричек – льготники. Кстати, Саратовская область до сих пор остаётся «льготным раем». Ведь многие регионы уже отказались от субсидирования льгот на перевозку школьников и студентов, ряд других, в том числе Астраханская и Волгоградская области, ввели частичную монетизацию льгот. 

На днях министерство финансов выступило с предложением продавать билеты на электричку по полной цене, а уже потом возвращать часть суммы пассажирам, имеющим льготы. По словам директора департамента бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленного комплекса Минфина России Игоря Кузина, «конфликт по поводу расчётов можно свести на нет, если компенсировать населению проезд после поездки, а билеты продавать по экономически обоснованному тарифу». Перевозчики идею не поддержали: эта мера может отпугнуть пассажиров. Ведь им придётся тратить время, стоя в очередях отделений соцзащиты. 

Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31