27 ноября 2021 13:49

27 ноября 2021 13:49

фото: Денис Селивёров

Недостатки «пионеров» – в прошлом

Почти двадцать лет эсцебисты Приволжской магистрали применяют модули для размещения различного оборудования СЦБ.
Современный модуль – это большой металлический транспортный контейнер, который представляет собой помещение с утеплёнными стенами, полом и потолком. В нём предусматривается автоматически регулируемое электрическое отопление, освещение и приточно-вытяжная вентиляция с кондиционированием воздуха.

В последние годы модуль стал ещё более комфортным и удобным в эксплуатации, а к его комплектации добавили современную систему газового пожаротушения и охранной сигнализации. Непосредственно на месте строительства контейнеры с аппаратурой автоматики устанавливают на подготовленные бетонные фундаменты и соединяют между собой, образуя модульные системы. Срок службы этой электрической централизации модульного типа такой же, как и у традиционных постов ЭЦ. В настоящее время в эксплуатации на полигоне Приволжской находятся 111 модулей разного типа.

Основное преимущество модульных систем – возможность отказаться от возведения капитального каменного здания. Применение таких систем позволило не только существенно ускорить и снизить стоимость строительства объектов СЦБ вообще, но и производство пусконаладочных работ в частности, так как контейнеры поставляются с завода уже с отрегулированной на искусственном макете автоматикой. 

Чтобы подробнее узнать, каким был самый первый тип модуля, я отправился на станцию Кокурино, где в 1996 году во время её реконструкции впервые на Приволжской железной дороге использовали транспортный контейнер. Надо сказать, что инновационная идея тогда была воспринята эсцебистами неоднозначно: были как сторонники, так и противники. Рядом с главным зданием станции здесь установлено два модуля системы ЭЦ-К с отдельными входами.

Вместе со старшим электромехаником Саратовской дистанции СЦБ Александром Леонтьевым проходим внутрь одного из них.

– Одиночные модули этого типа, в отличие от современных модульных комплексов ЭЦ-ТМ, ощутимо тесноваты, – делится впечатлением руководитель.

Действительно, между релейными стативами, установленными по левую сторону друг за другом, пространство заметно ограничено. Более того, другой ряд стативов с аппаратурой автоматики расположен монтажной стороной к стене. Именно такое расположение стативов было подвергнуто критике со стороны эксплуатационников, и, как показала практика, вполне обоснованно. Узкий проход ведёт к двум электропитающим панелям, размещённым в дальнем углу небольшого помещения. В модуле отсутствует нормальное рабочее место для электромеханика СЦБ. Из всех удобств – лишь откидной, как в пассажирском вагоне, стол. 

– Установить шкафы или повесить полки уже негде, поэтому множество папок с принципиальными и монтажными схемами СЦБ, рабочие журналы поначалу лежали большими стопками на откидных столах в обоих модулях, а инструменты и материалы попросту валялись на полу, – поясняет Александр Леонтьев. 

Это потом, много лет спустя, два стоящих рядом контейнера обшили общим металлическим каркасом и сайдингом, а в образовавшемся пространстве между модулями оборудовали помещение для обслуживающего персонала. 

Старший электромеханик отметил, что в модуле раньше не было ни охранной, ни пожарной сигнализации, а из средств тушения и сейчас – только огнетушители. Потому-то и не удалось предотвратить возгорание аппаратуры, произошедшее в модуле в первые годы эксплуатации. И ещё: из-за недостаточного утепления стен мощности бытовых масляных радиаторов не хватало для нормального отопления. Проблему удалось решить благодаря закладке под металлический сайдинг специального утеплителя. 

Словом, первый модуль имел много недостатков. Но благодаря усилиям разработчиков теперь есть современные модульные системы, им и отдаётся приоритет при новом строительстве устройств СЦБ. 

Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30