30 ноября 2021 05:25

30 ноября 2021 05:25

фото: Владимир Кожунков

Рвётся там, где тонко

Локомотивы уходят в рейс и... возвращаются в ремонт

Сентябрь принёс с собой неутешительную статистику. Увеличение числа отказов технических средств, в том числе повлекших сходы тепловозов с кольца, стало тревожным сигналом для предприятий локомотивного хозяйства Астраханского региона Приволжской магистрали.
Серьёзные неисправности тепловозов, требующие основательного «лечения», чреваты множественными последствиями, касающимися не только безопасности движения. За сбоями в работе локомотива следуют отставания в графике движения поездов, которые осложняют работу других хозяйств дороги.

Как рассказал исполняющий обязанности начальника эксплуатационного локомотивного депо Астрахань-2 Михаил Долгов, в сентябре текущего года по региону отмечено 115 случаев схода локомотивов с кольца – на 47 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Одной-единственной причины возникновения столь тревожной динамики быть не может, их несколько. Безусловно, своё влияние оказала и передача ремонта локомотивов из ОАО «РЖД» в «ТМХ-Сервис».

К сожалению, регламент взаимодействия эксплуатационного и сервисного локомотивных депо пока ещё не отработан в полной мере, несмотря на то, что в Астрахани два этих предприятия находятся в одном здании, под одной крышей. Многие моменты учитываются подписанным договором, но определённые вопросы всё равно возникают, и их решение требует времени. Кроме того, система материально-технического снабжения ремонтников отличается от существовавшей прежде, а ведь качество ремонта во многом обусловлено наличием необходимых деталей.

Чаще других позиций из строя выходят электрооборудование силовой цепи, вспомогательных цепей и цепей управления локомотива, а также дизель и дизельное оборудование. Эти данные подтверждаются сентябрьской информацией по отказам технических средств локомотивов астраханской приписки, которую представили в производственно-техническом отделе эксплуатационного локомотивного депо.

Тяжело складывается ситуация с маневровыми тепловозами. При необходимом содержании неснижаемого запаса материалов и запасных частей для обслуживания тепловозов серии ЧМЭ3 насчитывалось 317 позиций, в настоящее время данная цифра выполняется на шесть процентов. Итог – простои на плановых видах ремонта.

С новыми двухсекционными магистральными тепловозами серии 2ТЭ116У – свои сложности, поскольку у ремонтников практически отсутствует группа специалистов для считывания показаний микропроцессорной системы управления и диагностики (МСУД). Соответственно, выполняются только плановые работы и устранение замечаний, которые зафиксированы локомотивной бригадой. С кадровым комплектованием сервисного предприятия пока и в самом деле всё непросто.

Впрочем, проблемы в пути и, как результат, сходы с кольца возникают не только вследствие некачественного ремонта, но и «благодаря» состоянию приписного парка эксплуатационного локомотивного депо Астрахань-2. Его обновление вроде бы и происходит, но лишь относительное. Так, за прошедший месяц астраханцы передали в депо Ершов 12 тепловозов новой серии 2ТЭ116У, получив такое же количество локомотивов 2ТЭ116. Таким образом, находящиеся в эксплуатации машины 1978–1979 годов выпуска в большинстве своём оказались старше машинистов, которые ими управляют. И именно эти локомотивы чаще всего сходят с кольца. Если раньше система учёта отказов технических средств фиксировала за сутки два-три случая, то сейчас их число выросло вдвое.

Многое зависит и от эксплуатационников, ведь именно локомотивные бригады принимают машину и, соответственно, должны обращать пристальное внимание на её техническое состояние перед началом рейса. Опытные машинисты учат: «Как ты принял тепловоз, так ты на нём и поедешь». 

Существенно улучшить сложившееся положение могла бы и планируемая реконструкция пункта технического обслуживания локомотивов на станции Аксарайская-2. В настоящее время, если локомотив дошёл до Аксарайской-2 и в нём обнаружена неисправность, машинисты вынуждены оставлять там грузовой состав, чтобы вернуться на станцию Астрахань-2 для технического обслуживания. На возрождённом ПТОЛ все работы могли бы выполняться комплексными бригадами, и через полтора часа тепловоз в этом случае был бы готов к эксплуатации, исключив тем самым двухчасовые пробеги резервом.

Остаётся надеяться, что со временем, когда механизм взаимоотношений эксплуатации и ремонта будет полностью отлажен, а качество самого ремонта улучшится, локомотивам придётся прерывать маршрут гораздо реже. Хотя в идеале таких случаев не должно быть вовсе, и к этому надо стремиться.
Наталья Рузмикина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30