28 ноября 2021 00:18

28 ноября 2021 00:18

фото: Алексей Шмалей

Не превратиться в джунгли

Состояние полосы отвода в Саратовском регионе сегодня далеко от идеала

На каждую сотню благополучных километров пути в Саратовском регионе Приволжской магистрали обязательно найдётся «слабое звено», способное своим неудовлетворительным состоянием свести на нет все старания железнодорожников.
Это в очередной раз подтвердилось в ходе осеннего комиссионного осмотра объектов инфраструктуры, дорожных и территориальных дирекций, а также дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», действующих на полигоне Приволжской. Для всех хозяйств осмотр комиссией под председательством начальника дороги – генеральная проверка перед вступлением в зиму. По сложившейся традиции, объезд начался с самого северного региона магистрали – Саратовского, который должен первым получить свидетельство о готовности к работе в зимних условиях. Однако, судя по количеству замечаний, сделанных в ходе работы ревизорского аппарата дороги, саратовские железнодорожники увидят заветный документ ещё не скоро...

Приволжский почерк 

Нынешний комиссионный осмотр «столичного» региона выявил 3401 замечание, хотя годом ранее эта цифра составила 2858. Наибольший прирост огрехов допустили путейцы, на счету которых 2600 замечаний – на 500 больше, чем было в прошлом году. 

В августе состояние пути в Саратовском регионе Приволжской оценивалось в 32 балла. В этом отношении регион остался на уровне прошлых лет. Чего нельзя сказать о количестве неудовлетворительных участков пути, общая протяжённость которых увеличилась до 12,5 километра. 

Одновременно с этим почти в два раза выросло число принятых запретных мер. Если в прошлом сентябре их насчитывалось 77, то сейчас –168. Бесспорным «лидером» по этому показателю является Саратовская дистанции пути, где было допущено принятие 83 запретных мер (больше, чем во всём регионе в прошлом году). В свете сказанного не удивительно, что начальник дороги Александр Храпатый принял решение провести повторный комиссионный осмотр Саратовской дистанции пути, который состоится в ноябре. 

– К этому моменту необходимо устранить все замечания, – подчеркнул Александр Васильевич. – Мы не можем допустить, чтобы на узле становилось хуже, чем раньше. Это может привести к катастрофе! 

Кроме Саратовской, в зону критики попала Анисовская дистанция пути, где также было сделано большое количество замечаний. Первый руководитель дороги дал указание установить тщательный контроль за этими предприятиями путевого хозяйства – вплоть до устранения всех допущенных недостатков. 

Однако, помимо «работы над ошибками», перед путейцами стоит ещё одна непростая задача – выполнить в полном объёме годовой план ремонтно-восстановительных работ. Капитальный ремонт пути на старогодных материалах в настоящий момент выполнен на 70 процентов. Средним видом ремонта оздоровлено всего 3,5 километра пути из 14,5 запланированных. Укладка стрелочных переводов на железобетонных брусьях также далека от завершения: из 77 запланированных комплектов на сегодня уложена только половина. 

– Задач до конца сезона у нас ещё очень много, и говорить о завершении плановых ремонтных работ пока ещё преждевременно, – продолжил свою мысль Александр Храпатый. – И тем не менее, сказать, что в Саратовском регионе всё плохо, нельзя. Скорее – напротив. Если проанализировать всю работу хозяйств, действующих в регионе, за последние несколько лет, то мы увидим положительную динамику. Сегодня можно смело констатировать, что пропускные способности региона фактически на всех направлениях готовы к увеличению объёмов перевозок. На стадии завершения находится оздоровление участка Новоперелюбская – Сенная. Кроме того, масштабные ремонтные работы ведутся на станции Балаково. На станциях Шиханы, Клёны и Новоперелюбская также созданы все необходимые условия для увеличения объёмов. 

И в самом деле, в укрепление железнодорожной инфраструктуры в последнее время вложено немало сил и средств. Однако реальному увеличению объёмов перевозок в Саратовском регионе мешает «слабость ершовского локомотивного блока»: неудовлетворительная организация текущего содержания и ремонта тягового подвижного состава, а также недостаточное количество локомотивов и бригад. Анисовский узел также вызвал много нареканий со стороны руководства; правда, там, в отличие от Ершова, всё упирается в технологию станционной работы, которая, по словам начальника дороги, «ещё далека от совершенства, но резервы для увеличения пропускных способностей мы имеем и там». 

В качестве одной из приоритетных задач Александр Васильевич также выделил устранение недоделок прошлых лет. Определённые «хвосты» у Приволжской дирекции по ремонту пути имеются с 2011 года, и сегодня для их ликвидации делается явно недостаточно, в частности на перегонах Курдюм – Липовский и Курдюм – Жасминная.

– Обидно, когда 99,5 процента работы сделано, а половина процента остаётся брошенной, недоделанной по разным причинам, – попенял причастным руководитель магистрали. – Можно иметь сотни километров идеального пути, но одного звена вполне хватит для того, чтобы всё ушло под откос. Расставлять подобные «ловушки» – это наш почерк, приволжский! Чтобы этого не было, «хвосты» прошлых периодов необходимо устранить.

Локомотив вместо мачете

Большое количество замечаний было сделано относительно эстетики и внешнего вида зданий железнодорожных предприятий, прилегающих к ним территорий, а также полос отвода на некоторых перегонах.

Так, наихудшее состояние полосы отвода отмечено на участках от Саратова до Сенной и Багаевки. На этих направлениях члены комиссии увидели и неподстриженную траву, и кустарник, за которым «не то что пикетов – километровых знаков скоро никто не увидит». Особо «отличилась» в этом смысле станция Кокурино, которую образно окрестили «джунглями», где «вместо мачете работает локомотив».
 
– На направлении Ершов – Озинки и в Аткарске тоже складывается впечатление, что подстригать траву должен кто угодно, но только не путейцы, – возмутился Александр Храпатый. 

В защиту путейцев высказался на разборе первый заместитель начальника Приволжской железной дороги Владимир Герус, который привёл в своём выступлении весьма тревожную статистику, касающуюся кадровой ситуации в дистанциях.

– Прежде всего, я прошу отдельно поставить на вид укомплектование штата монтёров пути, – дал указание Владимир Леонидович. – Три предприятия у нас сегодня попадают в зону риска: это Саратовская, Привольская и Анисовская дистанции пути, где не хватает 22, 29 и 35 человек соответственно.

Кроме того, Владимир Герус обозначил проблему – невыполнение такого немаловажного норматива, как «контингент, который выходит в путь от расчёта в смену». Этот показатель в последнее время не выдерживается практически ни на одном предприятии. В Ершовской и Саратовской дистанциях пути он сегодня не поднимается выше 77 и 64 процентов, а в Привольской, Аткарской и Анисовской дистанциях составляет, соответственно, 50, 52 и 55 процентов. Получается, что для того, чтобы справиться со всеми поставленными задачами, имеющимся в наличии монтёрам пути приходится работать «за себя и за того парня». 

Нескошенную траву и прочие путейские провинности замечают все, да это и понятно: они всегда на виду. А вот о том, что зарплата монтёров пути мало соответствует объёмам и условиям их работы, почему-то вспоминают очень редко... 

Впрочем, «это уже совсем другая история», и мы оставим её для другой статьи. А в этой необходимо отметить и те предприятия, которые, вопреки всем трудностям, выглядели достойно в ходе комиссионного осмотра. Это Привольская дистанция пути и железнодорожная станция Сухой Карабулак. 

– На этих предприятиях лучше всего видно положительную динамику. Никаких вопиющих нарушений там допущено не было, – доложил главный ревизор Приволжской железной дороги по безопасности движения поездов Сергей Егораев. – В Привольской дистанции пути была принята всего одна запретная мера, да и та – на тупиковом пути. На станции Сухой Карабулак также всё привели к нормативу. Думаю, что начальники этих предприятий заслуживают поощрения.
Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30