30 июля 2021 20:33

30 июля 2021 20:33

фото: Ирина Соколова

Экономика в деталях

Перспективы железнодорожного предприятия зависят от грамотной работы финансового блока

Эпоха создания бизнес-блоков и оптимизации экономических процессов. Пожалуй, именно так спустя годы назовут железнодорожные историки первые десятилетия жизни ОАО «Российские железные дороги».
Ставка на получение прибыли в результате хозяйственной деятельности ключевых направлений работы диктует свои требования к кадровой политике компании. Если век назад, когда сеть железных дорог только строилась и развивалась, главенствующими профессиями на стальной магистрали были машинист, путеец, движенец, то теперь ведущая роль на предприятиях всё чаще отводится экономистам. Ведь во многом именно от эффективности их работы, профессионализма и компетентности зависит то, какими станут в ближайшем будущем российские железные дороги. 

Заместитель начальника по экономике и финансам Приволжской дирекции по тепловодоснабжению Николай Немов – пример такого современного эффективного экономиста. Ещё 1 апреля 2011 года приволжане по сбору выручки занимали 13-е место среди структурных подразделений Центральной дирекции по тепловодоснабжению. А за первое полугодие нынешнего года наша дирекция уверенно вышла по этому показателю на первое место! И это далеко не единственное экономическое достижение предприятия. Так, улучшилась ситуация с распределением товарно-материальных ценностей и поставками материалов. Согласно плану закрываются расходы, стабильно растут производительность труда и заработная плата работников. На 6 процентов увеличилась доходность на каждого сотрудника дирекции. Без потери качества предоставляемых услуг перераспределяются объёмы работы и  сокращаются расходы. 

В условиях кризисной современности каждая бизнес-единица, желающая стать успешной и прибыльной, должна уметь решать разноплановые задачи. Однако условия, в которых работает социально ориентированная компания ОАО «РЖД», ещё жёстче. Отсюда и повышенные требования к тем людям, которые занимаются разработкой и реализацией бизнес-планов, формированием бюджетов. Они должны не только быть сильными экономистами, но и понимать принципы функционирования стальных магистралей.

Первые ступеньки карьеры Николая Викторовича не были связаны с экономикой, финансами, бюджетами и расчётами. Окончив в 2000 году Самарский государственный университет путей сообщения по локомотивной специальности, он пришёл работать мастером в Ершовское локомотивное депо. Ершов – родной город героя нашего очерка. Пожалуй, в истории каждой ершовской фамилии есть своя железнодорожная страница, и семья Николая Немова – не исключение. Его прадед и дядя трудились на стальной магистрали. 

Отработав несколько лет мастером, начальником технического, а затем планового отделов Ершовского локомотивного депо, Николай Викторович перевёлся в Саратовское локомотивное депо, а затем и в Приволжскую дирекцию по тепловодоснабжению, где уже более трёх лет заведует экономикой и финансами. Ради большей продуктивности работы ему пришлось получить второе высшее образование в Московском университете путей сообщения – теперь уже экономическое.

– Опыт, приобретённый в первые годы работы, мне, конечно же, пригодился впоследствии, ведь экономика и технологический процесс – вещи взаимосвязанные, – уверен Немов. – Сегодня экономист на железной дороге может быть эффективным только в том случае, если он обладает необходимыми техническими знаниями. Это нужно для того, чтобы чётко понимать, на чём можно экономить, а на чём нет, какой технологический процесс можно оптимизировать без ущерба для производства. Принцип «не экономика для предприятия, а предприятие для достижения экономических целей и задач, в том числе рентабельности» – очень актуален. 

Конечно, чтобы исполнялся бюджет, необходимо не только грамотное планирование. Вся работа предприятия и его сотрудников должна быть направлена на это. 

– Надо требовать от каждого сотрудника чёткого исполнения своих обязанностей, – считает Николай Викторович. – Важен в целом настрой коллектива, важно, чтобы работники понимали свои задачи, что и как им нужно делать, в чём заключаются их функции на предприятии. Благодаря этому сотрудники становятся дисциплинированней и ответственней. Кроме того, в современном экономическом процессе важно взаимодействие с клиентами, чтобы и они ясно представляли себе, в чём заключается наша работа, а в чём – их. Качество услуг должно быть соответствующее. Только таким путём можно добиться успеха. 

Однако идти к успеху невозможно, если не видеть чётко его «очертаний». Какие же ключевые задачи ставит перед собой руководитель финансово-экономического блока Приволжской дирекции по тепловодоснабжению?

И вновь мой собеседник предельно конкретен:

– Во-первых, уменьшить себесто-имость услуг и сохранить тот их спектр, который существует сегодня. Во-вторых, защищать тарифы и привлекать внешние инвестиции. Эти задачи сегодня стоят перед всеми структурными подразделениями Центральной дирекции по тепловодоснабжению.

У нашего предприятия есть развитие, а значит, у него есть и будущее.
Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31