03 декабря 2021 16:37

03 декабря 2021 16:37

фото: Алексей Шмалей

Луганский след

В этом году Приволжская магистраль недополучит двенадцать тепловозов серии 2ТЭ116У

В связи с последними событиями на юго-востоке Украины приостановлена работа Луганского тепловозостроительного завода, который производил локомотивы для нужд ОАО «РЖД». Работа предприятия, подконтрольного российскому «Трансмашхолдингу», прекратилась из-за разрушения электроподстанции в ходе боёв. Представители «Лугансктепловоза» в течение 2014 года планировали поставить Российским железным дорогам 138 локомотивов. В первом полугодии ОАО «РЖД» получило с предприятия только 61 тепловоз. О том, как к этому событию отнеслись в Приволжской дирекции тяги, рассказывает Сергей Рогов.
– Сергей Александрович, на Приволжской железной дороге курсирует не один десяток тепловозов, сделанных в Луганске. Как будет осуществляться поставка новых локомотивов на дорогу в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» до конца года – в связи с закрытием завода-изготовителя?

– В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» в этом году на Приволжскую железную дорогу из Луганска должно было быть поставлено 24 тепловоза серии 2ТЭ116У. В первом полугодии мы получили 12 машин. Что же касается оставшихся 12 единиц, то мы их недополучим. 

В Центральной дирекции тяги посчитали, что луганский завод вряд ли справится с намеченным планом из-за непрекращающихся военных действий на юго-востоке Украины. Недостаток локомотивов будет восполнен российскими предприятиями, входящими в состав «Трансмашхолдинга». Инвестиционные средства ОАО «РЖД» уже перераспределены. «Лугансктепловоз» выпускал машины серий ТЭП70БС, 2ТЭ116У, 3ТЭ116У и 2ТЭ116УД (с американскими дизелями). В нашей стране данные локомотивы пока, к сожалению, не производятся. Как бы то ни было недостача украинских локомотивов будет восполнена тяговым подвижным составом российского производства. 

– Предполагается ли в этой связи ускорить темпы строительства локомотивного завода в Энгельсе?

– Ввод этого предприятия в строй никак не отразится на состоянии локомотивного парка Приволжской магистрали, потому что там будут производиться только электровозы постоянного тока. Подобные машины сегодня эксплуатируются в основном в Сибири и на востоке России, где «постоянники» переходят на переменный ток. И даже если энгельсский завод будет запущен в эксплуатацию раньше намеченного срока, его продукция всё равно не будет востребована на Приволжской, где эксплуатирую- тся электровозы только переменного тока. 

Что же касается грузовых тепловозов, то их выпускали только в Луганске. Когда там будет восстановлено производство? Сейчас мало кто с уверенностью сможет ответить на этот вопрос. Единственный тепловозостроительный завод на территории нашей страны – это ОАО «Коломенский завод». Правда, в отличие от Луганска в Коломне выпускаются только пассажирские тепловозы серий ТЭП70БС, ТЭП70У и 2ТЭ70. Где покупать грузовые машины – это серьёзный вопрос, который сейчас решается на самом высоком уровне в Москве. Пока у нас нет альтернативы луганскому заводу. Возможно, будет принято решение, в результате которого в России появится предприятие, специализирующееся на производстве грузовых тепловозов. В любом случае, думаю, что без локомотивостроения нас не оставят. 

–  Раз уж мы заговорили об инвестиционной программе ОАО «РЖД», расскажите, что ещё, помимо локомотивов, получит Приволжская дирекция тяги до конца текущего года?

– До конца года мы получим порядка 50 приборов без-опасности КЛУБ-У. Кроме того, в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» «Транспортная безопасность» на Приволжской железной дороге планируется внедрить 53 комплекта радиостанций РЛСМ-10 на общую сумму почти 1,5 миллиона рублей. РЛСМ по всем своим характеристикам на порядок превосходит радиостанции РВ, установленные на большинстве наших локомотивов. Современная элементная база позволяет вести переговоры в диапазонах КВ и УКВ и при необходимости осуществлять приём сигналов со спутниковых систем навигации ГЛОНАСС и GPS. В радиостанцию вмонтированы модуль по отслеживанию местонахождения локомотива, устройство для регулировки уровня мощности передачи и обеспечения аварийной связи, в том числе с использованием сотовой сети. Радиостанция РЛСМ уже успешно испытана на Приволжской железной дороге. 

– Сергей Александрович, прошло больше месяца с тех пор, как все локомотивы Приволжской дирекции тяги перешли на полное сервисное обслуживание ООО «ТМХ-Сервис». Можно ли уже говорить о том, что тепловозы и электровозы стали ломаться реже?

– Одного месяца недостаточно для того, чтобы дать объективную оценку. Вообще, половина парка локомотивов и раньше состояла на сервисном обслуживании, а с 1 июля текущего года на сервис перешли все оставшиеся машины. Если проанализировать итоги нашей эксплу-атационной работы за июль, то количество отказов всех категорий осталось на уровне аналогичного периода прошлого года. Переход ремонтного блока в ведение ООО «ТМХ-Сервис» состоялся ещё совсем недавно, поэтому сейчас пока рано отвечать на ваш вопрос. Однако, я думаю, в перспективе мы увидим положительную динамику. 

–  В самое жаркое время года наиболее актуальным вопросом для машинистов, пожалуй, является кондиционирование воздуха в кабинах локомотивов. Как сегодня обстоят дела с кондиционерами?

– Относительно прошлых лет количество технически исправных кондиционеров увеличилось почти в три раза. Сейчас ими оборудованы только новые локомотивы серий 2ТЭ116У, ЭП1 и ТЭП70БС – в общей сложности порядка 296 единиц тягового подвижного состава. Однако из-за того, что сейчас они не обслуживаются на должном уровне, в рабочем состоянии находится лишь 190 кондиционеров. В ближайшее время будет заключён договор с ООО «ТМХ-Сервис» на регулярное техническое обслуживание всех устройств кондиционирования, что позволит значительно увеличить процент работающих систем кондиционирования.  

–  Машинисты-инструкторы интересуются, почему для проведения контрольно-инструкторской поездки им приходится проезжать с локомотивной бригадой по 150, а то и более километров пути? Мол, на один КИП у них иногда уходит целый рабочий день...

– На этот счёт существует нормативный документ, в котором чётко прописано, что машинист-инструктор должен контролировать работу локомотивной бригады не только в начале поездки, но и на протяжении рейса. Ведь одно дело – просто сесть и проехать несколько минут в кабине локомотива, и совсем другое – узнать, как локомотивная бригада ведёт себя в пути следования, спустя несколько часов после отправления из депо. 

– В начале текущего года вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович говорил о необходимости создания книги «Предложения локомотивных бригад по устранению недостатков и повышению эффективности перевозочного процесса» в кабине каждого локомотива. Как машинисты восприняли это нововведение?

– Это предложение нельзя назвать нововведением, ведь подобная книга у нас уже существовала – правда, только в депо. В кабине локомотива находится один бортовой журнал о состоянии локомотива формы ТУ-152, однако его видят только машинисты и ремонтная бригада. 
Что же касается предложений машинистов по улучшению перевозочного процесса, то все они записываются в книгу замечаний машиниста, которая находится в депо. Эта книга является хорошим инструментом для обеспечения безопасности движения поездов. Все недостатки, которые машинист видит во время поездки, записываются в эту книгу. С высоты кабины локомотивной бригаде отчётливо виден результат труда работников смежных служб. Если что-то в пути не так, по возвращении из поездки будет повод взять в руки книгу замечаний машиниста и сделать соответствующую запись. 

Порядок работы с книгой указан на её первых страницах: ответственный за её ведение и сроки устранения замечаний. В соответствии с этим документом осуществляется ежемесячное премирование – в процентном соотношении с количеством замечаний. Если, к примеру, человек написал 31 замечание, он может рассчитывать на получение 20-процентной премии. Добросовестное ведение книги влияет и на размер ежегодной премии за безаварийную работу. 

И всё же я ратую не за количество замечаний, а за их качество. Те, которые не представляют реальной угрозы безопасности движения поездов, считаю, заносить в книгу не стоит. Акцентирование внимания на мелочах – только для того, чтобы выполнить норму, – не нужно никому. 

–  Недавно в вашей дирекции вышел приказ об отмене дисциплинарных взысканий у локомотивных бригад. С чем это связано?

– Соответствующее изменение «Положения о премировании работников локомотивных бригад Приволжской  дирекции тяги» было разработано и введено в действие с 1 августа 2014 года в целях совершенствования системы материальной мотивации труда работников локомотивных бригад. Этот приказ издаётся традиционно ко Дню железнодорожника и касается только тех работников, которые после наказания хорошо проявили себя и справились с плановым заданием. В соответствии с этим документом начисление заработной платы и премиального вознаграждения, при условии выполнения показателей премирования, производится по каждому маршруту машиниста. Лишение премии работников локомотивных бригад будет производиться только за ту поездку, в которой было допущено производственное упущение. Кроме того, напоминаю, что работникам локомотивных бригад, которые находятся в должности менее одного года, дисциплинарные взыскания не объявляются. 
Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31