07 декабря 2021 18:03

07 декабря 2021 18:03

фото: Денис Селивёров

Слабое звено контроля

К чему привели просчёты в конструкции датчиков устройств УКСПС

Согласно статистике на полигоне Приволжской железной дороги в прошлом году в результате срабатывания устройств контроля схода подвижного состава УКСПС было остановлено 74 поезда. Всего же задержано 211 поездов общей сложностью на 192 часа. При этом в остановленных поездах не было обнаружено сошедших с рельс вагонов.
Основное назначение устройств УКСПС – выявить сход вагонов в поезде на подходе к станции и остановить его на перегоне, чтобы избежать ещё более тяжёлых последствий. Однако причины, по которым УКСПС в прошлом году остановил 45 поездов на Приволжской магистрали, не связаны со сходами вагонов. Это в основном волочение деталей вагонов, выход за нижний габарит песочных труб и тормозных рукавов локомотивов, а в зимний период образовавшиеся на подвижном составе сосульки.

Ещё 29 поездов были остановлены из-за технической неисправности самих устройств УКСПС. К ложным срабатываниям приводят потери электрического контакта в разных элементах датчиков, а также изломы датчика по старой трещине, которые возникают в результате многократных ударов лёгкими предметами, попавшими под наметельник локомотива. В течение многих лет эсцебисты бьются над тем, чтобы повысить надёжность работы датчиков – дублируют болтовые соединения, приваривая на основания соединители, и напаивают провода для усиления электрического контакта между планкой и основанием. Полости оснований  датчиков для стабилизации контакта заполняются графитовой и медно-графитовой смазкой, которые в условиях низких температур неработоспособны. 

И что же? Устройства, предназначенные для обеспечения безопасности движения, в итоге приносят ущерб. Возникает правомерный вопрос: насколько эффективны устройства УКСПС и нужны ли они вообще? Эту проблему мы обсудили с региональным ревизором по безопасности движения поездов Михаилом Никулиным. И вот к каким заключениям пришли.
 Впервые приступить к разработке систем контроля схода подвижного состава в 90-е годы прошлого столетия заставила череда тяжёлых крушений, вызванных входом на станцию поездов, имеющих в своём составе сошедшие с рельсов вагоны. Тогда конструкция создавалась в сжатые сроки без проведения полноценных исследований и испытаний. Этим объясняются многие конструктивные и технологические просчёты в конструкциях датчиков УКСПС. Тем не менее, своевременность и оперативность внедрения этих устройств внесла неоценимый вклад в стабилизацию ситуации: были предотвращены десятки случаев проследования на станцию поездов, имеющих сход колёсных пар вагонов. 

– То, что за пределы нижнего габарита выступают детали конструкции вагонов и локомотивов – серьёзная недоработка специалистов вагонного и локомотивного хозяйств, но в подобной ситуации, безусловно, лучше остановить такой поезд, чем он зацепит что-то ещё, кроме датчика УКСПС. А согласно инструкциям, сосульки с вагонов должны сбивать проводники, но в реальности это выполняется далеко не всегда, – считает Михаил Никулин.

По его мнению, беспорное преимущество УКСПС заключается в простоте и практически стопроцентной вероятности выявления схода подвижного состава в любых ситуациях. Поэтому сегодня нет смысла менять имеющийся принцип обнаружения схода с помощью разрушающихся датчиков. Нужно принимать меры по повышению надёжности и защищённости датчиков, которые являются слабым звеном важного устройства УКСПС.

– Сейчас на Приволжской магистрали в эксплуатации находятся более шестисот УКСПС с проблемными датчиками первой модификации производства «Термотрон», при этом их замена на более современные и высоконадёжные, такими как УКСПС-П и УКСПС-К не ведётся и даже не планируется, – заметил Михаил Никулин. – Хозяйство СЦБ сейчас топчется на месте, регулярно включая в мероприятия по повышению надёжности в работе УКСПС лишь сдерживающие факторы увеличения отказов: замену графитовой смазки, установку дублирующих перемычек и вторых болтов крепления планки. А для защиты датчиков от многократных ударов лёгкими предметами, приводящими к постепенному возникновению трещин, ещё шесть лет назад специалисты Вологодского отделения ПКТБ ЦШ предлагали устанавливать перед УКСПС конструктивно несложное защитное устройство. Таких защитных устройств, по крайней мере, в Саратовском регионе я не видел, а ведь это поможет снять проблему сосулек, снеговых наростов наметельника локомотива и лёгких волочащихся предметов.

Илюстацией к словам ревизора служат цифры статистики, из которых видно, что в последние пять лет подтверждаемость срабатываний УКСПС на Приволжской железной дороге находится в пределах 60-70 процентов. 
Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31