01 декабря 2021 21:58

01 декабря 2021 21:58

фото: Денис Селивёров

Без права на ошибку

По приглашению специалистов Саратовской дистанции СЦБ ранним утром я отравился на перегон Саратов-1– Трофимовский-1, где готовилось большое технологическое «окно». Объектом моего интереса стала сигнальная установка № 7: здесь электромеханики СЦБ запланировали замену релейного шкафа автоблокировки третьего перегона.
Время начала работ эсцебистами было выбрано не случайно, ведь в пять часов утра график движения на этом перегоне не такой интенсивный. Это позволит избежать неоправданных задержек поездов. Итак, перегон свободен, и я, соблюдая правила личной безопасности, уверенно шагаю по обочине третьего перегонного пути в направлении места работ.

А накануне начальник производственного участка Герман Кузьмин рассказал, что первое в этом году технологическое «окно» по замене релейного шкафа сигнальной установки № 7-3 станет новым этапом модернизации кодовой автоблокировки на перегоне Саратов-1 – Трофимовский-1:

– Два года назад, для увязки между собой электрических схем всех сигнальных установок, подрядчиком «Монтажстройлизинг» здесь были уложены два новых сигнальных кабеля. Самостоятельно мы поменяли ламповые светофоры на светодиодные модули. Теперь предстоит внедрить цифровые импульсные путевые реле ИВГ-Ц, разделить схемы питания светофоров и дешифраторов, задействовать новый кабель. Для этого на некоторых сигнальных точках потребуется замена релейных шкафов целиком.

Всего на трёхпутном перегоне протяжённостью около восьми километров подлежат модернизации 24 сигнальные установки. Выполнение всего комплекса запланированных работ, по мнению руководителя участка, обеспечит высокую надёжность действующей системы интервального регулирования движения поездов. Только в этом году эсцебисты Саратовской дистанции готовятся заменить шесть релейных шкафов. Это необходимо потому, что в ряде существующих шкафов отсутствуют места для установки дополнительных шести приборов. Монтаж новых релейных шкафов с внесёнными изменениями, проверку и регулировку электрических схем уже ведут электромеханики специализированной бригады пусконаладчиков в лаборатории автоматики и телемеханики. 

...На часах – пять тридцать. Вот за поворотом показались релейные шкафы сигнальной установки № 7 и группа людей в оранжевых жилетах с надписями «ШЧ-6». Как оказалось, работы уже начались, и я поинтересовался, как в это время будет обеспечиваться безопасное движение поездов.

– Сейчас смена направления движения с пульта дежурного по станции исключена, поезда пойдут по третьему перегонному пути только в одном чётном направлении по показаниям светофоров автоблокировки. Для этого мы зашунтировали у сигнальной установки № 7-3, транслирующей коды в смежную рельсовую цепь, путевые изолирующие стыки. Теперь кодовые рельсовые цепи двух соседних блок-участков объединены в один и нормально работают. Такое техническое решение, сохраняющее действие автоблокировки, допускается, оно не угрожает безопасному движению поездов, – пояснил Герман Кузьмин, ответственный за работы в «окно».

В семичасовом технологическом «окне» приняли участие пять эсцебистов. Они чётко придерживались специально разработанной и чётко расписанной технологии: сначала заранее установленный релейный шкаф был переключён в новый кабель, затем расставлены на свои места реле, подключены приборы, подано напряжение питания. Лишь изредка работы прерывали проходящие мимо поезда. Через несколько часов релейный шкаф «ожил», застучали электромеханические трансмиттеры, и на путевом светофоре № 7-3 загорелся красный сигнал. 

Теперь специалистам СЦБ предстояло выполнить комплекс проверок правильности действия сигнальной установки № 7-3 и смежных с нею. Пропустив очередной грузовой поезд, эсцебисты собрались вокруг начальника участка, чтобы ещё раз уточнить регламент проверок.

– Болдырев и Ермаков, ваша девятая точка. Кауров пойдёт на вторую, Антипов останется помогать мне на седьмой. Рации включайте на «приём», как дойдёте и будете готовы, вызывайте. Будем проверять... Внимательнее там! – разделил обязанности между электромеханиками Герман Кузьмин.

Действительно, необходимо очень тщательно проверить все взаимные зависимости работы схем автоматики и правильность подключения проводов, выполнить регулировку питающих напряжений рельсовых цепей. Малейшая неточность может привести к самым тяжёлым последствиям.
 
Ближе к полудню, как и планировалось, все работы были закончены, а действие автоблокировки восстановлено в нормальном режиме. Железнодорожники разложили по местам принципиальные и монтажные схемы, закопали траншею с кабелем и спланировали грунт у нового релейного шкафа № 7-3. 

– Ну вот, теперь осталось только шкаф покрасить, – закрывая дверцу, подытожил электромеханик Игорь Антипов.
Эсцебисты заметно устали и физически, и морально: ведь они не имеют права на ошибку. Поэтому по дороге обратно на станцию я не стал докучать им разговорами. Работа выполнена на отлично, а это – главное.
Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31