07 декабря 2021 02:44

07 декабря 2021 02:44

фото: Владимир Кожунков

170 койко-лет

Железнодорожная медицина прошла путь от амбулаторий до современнейших лечебных комплексовЖелезнодорожная медицина прошла путь от амбулаторий до современнейших лечебных комплексов

В нынешнем году железнодорожной медицине исполняется 170 лет. За это время ей удалось не только сохранить в профессии миллионы работников магистрали, но и стать неотъемлемой частью системы российского здравоохранения. В канун Дня медицинского работника корреспондент дорожной газеты прошлась по коридорам больниц и поликлиник, чтобы понять, что сегодня представляет собой железнодорожная медицина.
Здравоохранение Приволжской магистрали в нынешнем году отмечает тройной юбилей: 120 лет исполняется отделенческой больнице на станции Волгоград-1, 105 лет – дорожной клинической больнице на станции Саратов-2 и 100 лет – ершовской больнице. Если в компанию к юбилярам добавить самое «молодое» из наших лечебных учреждений – Астраханскую отделенческую больницу (её 65-летие отмечали в прошлом году), то получится полный список. Хотя ещё двадцать лет назад на полигоне Приволжской железной дороги насчитывалось 14 больниц, а лишь в прошлом году – восемь. В результате интенсивного реформирования системы железнодорожного здравоохранения большинство самостоятельных медицинских учреждений вошло в состав четырёх вышеперечисленных больниц. Так, поликлиники № 4 на станции Сенная и № 5 на станции Аткарск в августе – сентябре прошлого года стали частью Саратовской ДКБ. 

– Сегодня можно с уверенностью сказать, что включение этих лечебных учреждений в состав Саратовской ДКБ повысило уровень и качество оказываемой в них медицинской помощи, – считает главный врач ДКБ на станции Саратов-2 Олег Касимов. – Ряд высококвалифицированных специалистов нашей больницы выезжает в эти поликлиники для оказания консультативной и практической помощи. А лабораторная и диагностическая база ДКБ теперь в полной мере может быть использована для лечения пациентов, которые обслуживаются в аткарской и сенновской поликлиниках.

С 1 января текущего года поликлиника № 3 на станции Арчеда вошла в состав волгоградской отделенческой больницы, а поликлиника станции Верхний Баскунчак – в состав астраханской. 

– Если раньше мы лечили 21 тысячу пациентов в год, то сегодня их численность доходит до 45 тысяч, – отметил начальник региональной дирекции медицинского обеспечения Николай Молодцов. – В былые годы мы проводили 750 тысяч предрейсовых осмотров. Теперь же, благодаря современной технике, их количество выросло до полутора миллионов. Мы оказываем помощь более чем 100 тысячам жителей Саратова, в том числе и онкобольным. Кроме этого, далеко не на всех дорогах, как у нас, сразу два лечебных учреждения имеют государственную лицензию на оказание высокотехнологической медицинской помощи.

Высокий уровень железнодорожной медицины на Приволжской не раз отмечался руководством компании. В феврале 2011 года по итогам соревнования среди 206 учреждений ОАО «РЖД» коллективу Capaтовской ДКБ было присуждено первое место. Через год её успех повторила волгоградская отделенческая больница. Астраханская в прошлом году стала площадкой для проведения медицинского совета департамента здравоохранения ОАО «РЖД», а также семинара по экспертизе качества оказания медицинской помощи. Хотя мероприятия подобного уровня на сети дорог, как правило, проводятся в дорожных, а не в отделенческих больницах.

Значении железнодорожной медицины неоднократно подчёркивали и власти регионов. Так, недавно главный врач волгоградской железнодорожной больницы Наталья Семёнова была включена в экспертный совет при губернаторе по реформированию системы здравоохранения Волгоградской области. А губернатор Астраханской области Александр Жилкин на совещании по вопросам медицинского обеспечения высказал слова благодарности в адрес коллектива астраханской железнодорожной больницы. Кстати, в сентябре число её пациентов должно увеличиться за счёт передачи на медицинское обслуживание жителей Нижнего Баскунчака. Это, наконец, разрешит ту абсурдную ситуацию, что сложилась сегодня в населённом пункте. Сельчане вынуждены ехать за 56 километров в центральную районную больницу, вместо того чтобы сдать все необходимые анализы в поликлинике на станции Верхний Баскунчак, путь до которой составляет всего 5 километров.

Когда железнодорожная медицина только зарождалась, её главной задачей было «удостовериться о состоянии здоровья и телосложения определяющихся на службу лиц». Сегодня приоритеты изменились. Первоочередной задачей железнодорожной медицины стало сохранение работников магистрали в профессии. Для этого лечебные учреждения постоянно пополняются новым медицинским оборудованием.

– В 2010 году мы первыми в Волгоградском регионе применили при проведении операции лапароскопическую технологию, когда хирургическое вмешательство осуществляется «в один прокол» без создания большого разреза, – рассказывает Наталья Чепурина, заместитель главного врача отделенческой клинической больницы на станции Волгоград-1 по медицинской части. –  Кроме этого, наше урологическое отделение первым овладело методикой дистанционной литотрипсии – дробления камней в почках и мочевыводящих путях без прямого контакта с ними. Появление в нашей больнице такого вида услуг дало возможность сохранять железнодорожников в профессии. Ведь при мочекаменной болезни некоторым категориям специалистов запрещается работать на  предприятиях магистрали.

В лечебных учреждениях Приволжской железной дороги внедрена в работу информационно-аналитическая автоматизированная система предрейсовых осмотров. Она позволяет не допускать к рейсу работников, входящих в группу повышенного риска. Данная система на всей сети железных дорог объединяет более 1700 терминалов. Корпоративная база данных собирает результаты предрейсовых осмотров работников локомотивных бригад со всех дорог и содержит информацию о более чем 100 миллионах обследований! 

Сегодня пункты предрейсовых осмотров Приволжской магистрали оборудуются комплексами  аппаратно-программной диагностики КАПД-02, предназначенными для измерения 42-х параметров гемодинамики и ритма сердечной деятельности. В частности, в волгоградской больнице новшество было внедрено в апреле в трёх здравпунктах и восьми пунктах предрейсового осмотра. Кстати, за разработку научных основ, создание и широкомасштабное внедрение этого комплекса авторскому коллективу присуждена премия правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2012 год.

– Комплекс КАПД-02 позволяет не только не допустить к управлению поездом машиниста или помощника с отклонениями в здоровье, но и даёт возможность отследить их состояние в динамике, – рассказал Николай Молодцов. 

На практике это выглядит так. Например, машинист отстраняется от рейса по итогам предрейсового осмотра из-за повышенного давления. Если это рядовое состояние, вызванное внешними факторами, и при последующем осмотре не выявляется, то работник допускается в рейс. Если же повышение давления системой фиксируется повторно, машинист попадает на контроль ко врачу, который назначает ему необходимое обследование и лечение. Это позволяет диагностировать заболевание на ранней стадии.

Примечательно, что больницы Приволжской магистрали имеют не только колоссальное социальное значение, но и историческую ценность. Так, восстановленное после Великой Отечественной войны здание железнодорожной поликлиники на станции Волгоград-1 охраняется государством как исторический памятник. Или вот такой факт: все жители Ершова, рождённые в период с 1914-го по 1963 годы, появились на свет в местной железнодорожной больнице. 
Так что 170 лет железнодорожной медицины вписаны в историю не только стальных магистралей, но и всего государства Российского. И её достижения – гарант здоровья как железнодорожников, так и миллионов жителей нашей страны.
Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31