04 декабря 2021 07:49

04 декабря 2021 07:49

фото: Денис Селивёров

Есть решение

Современное оборудование помогает специалистам справиться с застарелой проблемой

Современное оборудование помогает специалистам справиться с застарелой проблемой
Изолирующие стыки – важнейшие элементы рельсовых цепей, которые препятствуют проникновению контрольного сигнального тока в смежные рельсовые цепи. В прошлом 2013 году путейцами было уложено почти 600 комплектов таких изолированных стыков. Однако с самых первых дней эксплуатации накладок «АПАТЭК» на электрифицированных участках работники хозяйства пути и СЦБ столкнулись с неожиданными трудностями. 

– Дело в том, что на изолирующих стыках с композитными накладками отсутствует электромагнитный шунт, в отличие от изолирующих стыков с металлическими накладками, – рассказывает дорожный мастер станции Саратов-2 Саратовской дистанции пути Михаил Кочетов. – При этом между намагниченными стыкуемыми рельсами создаётся сильное магнитное поле, притягивающее металлическую стружку, из-за чего происходит замыкание изолирующего стыка.

По словам Михаила Кочетова, на фоне значительного повышения срока службы изолирующих стыков при использовании накладок «АПАТЭК» проблема прилипания металлической стружки остаётся наиболее острой. В результате из-за образования на изолирующем стыке шунтирующего мостика из стружки происходят случаи ложной занятости рельсовых цепей и самопроизвольные перекрытия светофоров. А это уже прямая угроза безопасности движения. Много лет путейцы пытаются решать эту проблему разными подручными средствами. 

– Мы принимаем все необходимые меры по регулярной очистке изолирующих стыков от скапливающейся металлической стружки. Например, чтобы исключить замыкание изолирующих стыков стружкой, мы окрашиваем или запениваем строительной пеной поверхности рельсов в местах установки накладок. Иногда вкладываем пропитанную краской ткань, – продолжает Михаил Кочетов. 

Однако такие меры, ставшие уже обязательными, не дают, как показывает практика, стопроцентной защиты от налипания стружки. А в ходе различных проверок выявляются изолирующие стыки без окраски торцов стыкуемых рельсов. По статистике, только в прошлом году из-за такого замыкания стружкой изолирующего стыка на полигоне Приволжской магистрали произошло более 40 эпизодов нарушения нормальной работы электрических рельсовых цепей. Не всё благополучно и сегодня: в первом квартале 2014 года отмечено семь таких случаев замыкания. 

Похожая ситуация складывается и на сети в целом. Только в январе этого года зафиксировано 128 случаев ложной занятости изолированных участков. Руководство Центральной дирекции инфраструктуры экстренным телеграфным указанием потребовало от эксплуатационников усилить профилактическую работу по предотвращению отказов рельсовых цепей по причине закорачивания изостыков металлической стружкой.

– Эффективным средством решения давней проблемы налипания стружки сегодня является установка в изолирующем стыке фартучной торцевой изоляции. Она выполнена из пластика и надевается на торцы стыкуемых рельсов. В тех местах, где она была нами установлена, такого обильного скопления металлической стружки не наблюдается, – подвёл итог Михаил Кочетов.  

Вместе с тем дорожный мастер посетовал: к сожалению, фартучная изоляция не поступает в требуемых объёмах для установки во всех изолирующих стыках, а поставляется только в комплекте с новыми накладками «АПАТЭК».

Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31