01 декабря 2021 22:17

01 декабря 2021 22:17

фото: Наталья Рузмикина

Горячее время

Работа дороги не должна зависеть от прихотей погоды

Жаркое лето в Астраханском регионе Приволжской магистрали наступило с опережением календаря. Но железнодорожников смена сезонов, похоже, не застала врасплох.
Столбик термометра стремительно пополз вверх не в начале июня и даже не в конце мая, а уже в начале второй декады последнего весеннего месяца. Установившаяся сейчас температура воздуха в регионе в среднем составляет 35-36 градусов тепла. Хотя «тепло» – это мягко сказано: настоящая жара»! При этом в рельсах, как говорят работники пути, температура достигает 44 «горячих» градусов.

Значительное повышение температуры воздуха требует принятия дополнительных мер для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта. Это связано с физическими процессами, происходящими в рельсах при их нагревании. Высокие температуры способны привести к деформациям пути, поэтому и проводится усиленная проверка состояния железнодорожного полотна. Ответственность на железнодорожниках лежит большая, особенно с учётом наступления летнего пика пассажирских перевозок и насыщенности грузового движения.

Погодные изменения, безусловно, внесли коррективы в работу путевого комплекса Астраханского региона. Так, с наступлением жары рабочий день тружеников Харабалинской дистанции пути стал начинаться на один час раньше – с семи утра. И конечно, необходимо пристальное внимание к рельсовым плетям.

– С десяти утра до шести вечера два обходчика вместе с бригадиром делают обходы участка, проверяя температуру в рельсах, – рассказывает дорожный мастер седьмого участка Харабалинской дистанции пути Мэлс Евниенов. – Благодаря тому, что вовремя была произведена замена рельсов в уравнительных пролётах, проблем с приходом высоких температур у нас не возникло. Такие мероприятия предотвращают выбросы пути.

Особая забота работников дистанций пути – предотвращение так называемого угона рельсовых плетей бесстыкового пути, который происходит вследствие нарушения установленного температурно-напряжённого режима их работы и может привести к опасным концентрациям в плетях растягивающих или сжимающих напряжений. Путейцы осуществляют контроль за угоном плетей по смещениям контрольных сечений рельсовой плети относительно «маячных» шпал. 

– Ключевая задача для нас – это ревизия бесстыкового пути, – говорит дорожный мастер 11-го линейного участка Верхнебаскунчакской дистанции пути Талап Мукашев. – Обходы пути производятся у нас дважды: в прохладные утренние часы, чтобы определить, есть ли зазоры в уравнительных плетях, и в так называемый «час пик», то есть в три-четыре часа дня. А вот выправку пути при высоких температурах (выше плюс 25 градусов) производить запрещается, поэтому с домкратами монтёры пути выходят лишь в случае срочной необходимости рано утром.

Это обычным гражданам кажется, что смена сезонов произошла стремительно, и, едва сняв куртки, астраханцы мгновенно облачились в шорты и сарафаны. У путейцев мнение другое. Как утверждает Талап Мукашев, в этом году весна в путевом хозяйстве состоялась и позволила избежать «шока» рельсовых плетей от резких перепадов температур: они плавно перешли на «летний» режим. Избежать неприятных и весьма опасных сюрпризов удалось благодаря тому, что, по словам дорожного мастера Верхнебаскунчакской дистанции пути, в оптимальный режим рельсовые плети были введены вовремя. Успели провести эту работу в срок и в других дистанциях региона.

– Последняя рельсовая плеть по нашему участку, а именно, по станции Яндыки, была введена в оптимальный температурный режим ещё 30 апреля, – рассказал начальник пятого участка Астраханской дистанции пути Гаирбек Алиев. – Поэтому к летнему периоду мы были готовы.

Участок Гаирбека Алиева имеет протяжённость около 105 километров. По текущему содержанию пути работают три бригады, ежедневно с 11 до 19 часов проводятся обходы пути.

В весенний период железнодорожники, помимо прочего, должны успеть провести и уборку сорной растительности. Так случилось, что в этом году трава, едва успев вырасти, стала засыхать под палящим солнцем. Для работников путевого и станционного хозяйств это опасный сигнал, ведь сухостой может привести к возгоранию. 

Уборка травы входит и в круг забот энергетиков, ведь её бурное разрастание вокруг опор воздушных линий электропередач недопустимо. А вот наступившая жара работе хозяйства электроснабжения особых помех не доставляет, если, конечно, она приходит без резкого и значительного колебания температур. Критичным сезоном, скорее, является зима, ведь именно в холодную пору сложнее устранять возникающие нарушения в работе. Тем не менее летом энергетики, как и путейцы, ежедневно проводят осмотр оборудования.

– В ходе подготовки к «горячему» сезону на имеющихся трансформаторах была проверена система охлаждения, подтверждена её готовность к работе, – рассказал начальник тяговых подстанций Астрахань-2 – Аксарайская-1 Астраханской дистанции электроснабжения Александр Михайлов. – Охлаждение включается при наступлении критической температуры внутри трансформаторов (плюс 65 градусов).

К слову сказать, с наступлением жары проявляется ещё одна беда – недостаток воды. Мне приходилось быть свидетелем того, как в табельных на линии даже при наличии раковины отсутствовало водоснабжение. А на станции Верхний Баскунчак, например, собратьями путейцев по несчастью стали и другие работники горочного хозяйства. Справляются с этой проблемой по-разному. Чаще всего приносят воду из дома в бутылках; кому-то живительную влагу подвозят в 12-литровых термосах. А совсем скоро придёт черёд ещё одной летней напасти: вездесущая и прожорливая мошка «выходит на охоту»... 

И всё же, несмотря на все сезонные сложности, работники самого южного региона Приволжской магистрали стараются обеспечивать безопасность движения поездов, выполняя свою работу качественно и в установленные сроки.

Наталья Рузмикина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31