04 декабря 2021 22:38

04 декабря 2021 22:38

фото: Личный архив

Красками по воде писано

Ведущий инженер «дирекции электричек» Сергей Уполовников создаёт необычные картины

Моя школьная учительница рисования Светлана Валентиновна была твёрдо убеждена, что для написания картины просто необходимы три вещи: краски, холст и кисти или, на худой конец, карандаши. Интересно, что она сказала бы, увидев, как молодой художник Сергей Уполовников создаёт свои творения при помощи... воды, песка и эпоксидной смолы? Впрочем, она, скорее всего, промолчала бы, потеряв дар речи.
Каждый ребёнок – художник...

«...Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста», – так считал Пабло Пикассо.

Сергею было лет десять, когда он всерьёз увлёкся рисованием. 

– Конечно, я помню свою первую картину! – рассказывает он. – Это был пейзаж, написанный маслом. На переднем плане берёзки, на горизонте – церковь. Тропинка, убегающая вдаль по полю... 

По этому описанию несложно догадаться, кто был любимым художником Сергея, чьё творчество некогда вдохновило его на собственные поиски и открытия. Конечно, это знаменитый пейзажист Иван Шишкин: его «Берёзовая роща» и «Утро в сосновом лесу» известны даже людям, далёким от искусства.

В тринадцать лет Сергей поступил в Саратовскую школу живописи №10. Посмотрев его работы, руководство учебного заведения приняло подростка сразу в третий класс. Однако в классической школе живописи Сергей проучился недолго. За два года парень освоил все художественные тонкости, которые обычно постигают воспитанники таких заведений за весь курс обучения. К тому же и увлечение классикой постепенно стало отходить на второй план. У молодого художника появлялись новые.

Восток – дело тонкое

«Великий художник не ведает правил, он создаёт их». А это уже Вильгельм Виндельбан.

14_6_2.jpg

До знакомства с Сергеем Уполовниковым слово «эбру» мне мало что говорило – впрочем, как и большинству жителей нашей страны. Для отечественного искусства это направление новое, несмотря на то, что старейшая из известных в мире картин в технике эбру написана в одиннадцатом веке. 

– Эбру – рисунки на воде, – объясняет Сергей. – Это красивейшее из искусств с многовековой историей. Оно завораживает своей красочностью и необычными узорами. Эбру – моё новое увлечение.

Сергей стоит перед небольшим лотком с водой, в руке – кисть. Капля красной краски срывается с неё в воду и растекается в круг. Пара уверенных движений шилом (да-да, для эбру этот инструмент незаменим) – и на поверхности воды из капли распускается алая роза. Несколько штрихов зелёной краской – у цветка появляются стебель и листья. Таким же образом создаётся и фон. Затем Сергей накладывает на водный рисунок бумагу и через несколько секунд осторожно её снимает. Картина готова! Осталось только дождаться, чтобы она высохла. 

Родиной эбру принято считать Турцию. Хотя есть предположения, что зародилось это искусство в Индии, затем было перенято персами, от которых и перешло к османам – нынешним туркам. Известны и другие версии. Одно можно сказать точно: эбру родилось на Востоке. 

Что в дословном переводе означает слово «эбру» – также нельзя сказать точно. Возможно, оно произошло от арабского «ab-ru» («вода для лица»), по другой – от чагатайского «ebre» («волнообразный»). Турки считают, что всё началось с персидского «ebri», что в переводе с фарси означает «облако». Те, кто воочию наблюдал, как создаются картины в технике эбру, согласятся, что каждое из этих определений отображает суть направления.

Другое увлечение Сергея – SandArt, то есть песочная анимация. Именно с этим видом искусства художник участвовал несколько лет назад в конкурсе «РЖД зажигает звёзды» и занял призовое место. Тогда он пошёл на эксперимент: перевёл в негатив камеру, с помощью которой транслировался на экран процесс создания песочной анимации. Всё стало наоборот: красные цвета превратились в синие, синие – в красные, белые – в чёрные. Публика пришла в восторг! Такого раньше никто не видел.

Рукой и сердцем

«Горе тому художнику, который стремится показать свой талант, а не свою картину! Право, было бы смешно, если бы самое главное у художника была его рука». Эти слова Ромена Роллана тоже имеют самое прямое отношение к нашему герою.

11 апреля в Саратове открылась персональная выставка Сергея Уполовникова «Первая любовь – это Я». В экспозиции более сорока работ, выполненных в различных техниках. Здесь – всё самое яркое, что было создано художником, включая и ранние, детские картины.

– Это моя первая персональная выставка, и я её, конечно же, посвящаю своим родителям, жене и друзьям, – говорит ведущий инженер Приволжской дирекции моторвагонного подвижного состава Сергей Уполовников. – Она полноценно передаёт тот дух, в котором я рисую.

Среди представленных картин – образцы не только известных техник, но и собственных, эксклюзивных технологий. Здесь и ночное небо, выложенное звёздами из страз «Swarovski», и работы, написанные... эпоксидной смолой. Кстати, она делает изображение трёхмерным, глубоким, завораживающим. 

– Чтобы создавать современные картины, нельзя останавливаться на известных техниках, – уверен художник. – Нужны новые технологии, эксперименты, а в ряде случаев – и глубокие познания в области естественных наук, химии и физики...

Наглядный пример такого современного искусства – задумчивый профиль Стива Джобса на фоне знаменитого яблока, центральная картина выставки. Если выключить свет, изображение станет ещё ярче: ведь оно написано флюоресцентными красками.

Для себя и для людей

«Когда, восхищаясь картиной, мы забываем о художнике, то для него это самая изощрённая похвала». Думаю, что с этим мнением Фридриха Шиллера наш герой согласился бы вполне.

Сегодня картины художника-железнодо-рожника Сергея Уполовникова можно найти в частных коллекциях ценителей искусства не только России, но и Америки, Европы.  

– Всё, что я делаю, – я делаю для людей! Для своих друзей, родственников, клиентов. Конечно, и для себя тоже: ведь моё творчество доставляет удовольствие прежде всего мне самому. А для других... Здесь моё главное правило – «спроси клиента». Если нет ответа, чего он хочет, то и смысла писать для него картину нет никакого. Моя работа для конкретного человека – это его отражение, представленное в моём видении.

«Ведёт и вас через его зрачок туда, где дышит звёздами Ван Гог», – эти строки полвека назад Арсений Тарковский написал, конечно же, не о Сергее Уполовникове. Но они как нельзя лучше отражают миссию этого молодого художника, превращающего песок и воду в произведения искусства. 

Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31