27 ноября 2021 14:51

27 ноября 2021 14:51

«Лекарство» для кабеля

Эксплуатационники всё активнее применяют современный метод ремонта кабелей СЦБ

На Приволжской дороге в среднем ежегодно около тридцати случаев отказов в работе устройств СЦБ происходят из-за проникновения в кабель влаги.
– Резкое ухудшение состояния кабельных сетей наблюдается в марте и апреле в результате оттаивания грунта и снега, – рассказывает старший электромеханик кабельной бригады Саратовской дистанции СЦБ Алексей Капстрымб. – Кабели СЦБ, проложенные в грунте, подвержены естественному старению. От воздействия вибрации, тяжести грунта, а также при изменении температуры почвы уменьшается надёжность покрытия. Всё это приводит к появлению микротрещин в оболочке и проникновению влаги в кабель через них. В замокшем кабеле нарушается изоляция между токоведущими жилами. Нормальная работа устройств СЦБ не обеспечивается, возникает прямая угроза безопасности движения поездов. В зависимости от характера неисправности кабеля способ устранения будет различным. Чаще всего мы укладываем новый кабель взамен неисправного участка.

В прошлом году специалисты СЦБ на Приволжской магистрали уложили более 20 километров новых кабельных вставок. Но с этим вариантом ремонта связано множество сложностей. Прежде всего трудоёмкость земляных работ, поскольку длина замокшего кабеля может составлять от 100 до 200 метров. При монтаже новой кабельной вставки выключаются из действия устройства СЦБ, что, безусловно, сказывается на графике движения поездов. Появляются и дополнительные слабые места – соединительные муфты. Не исключены в такой ситуации ошибки человека. 

– Сейчас мы активно применяем другой, наиболее перспективный способ восстановления замокших кабелей. В сердечник «больного» кабеля закачивается «лекарство» – жидкий гидрофоб, – добавляет Алексей Капстрымб.

Гидрофоб под давлением вытесняет влагу из кабеля и заполняет все внутренние пустоты. Для выполнения работ в полевых условиях в грунте делаются на одинаковых расстояниях шурфы, а в оболочке кабеля – отверстия, через которые специальным компрессором подаётся гидрофоб и вытекает вода. По сути, гидрофоб – это жидкий полиэтилен, который со временем полимеризуется и не вытекает из сердечника кабеля. Отверстия запаиваются, а сопротивление изоляции жил заполненного кабеля восстанавливается до существующих норм.

Эффективность способа подтвердил начальник отдела эксплуатации службы автоматики и телемеханики дороги Игорь Мамбур: 

– Самое главное, на время производства таких работ действие устройств, управляющих движением поездов, не прекращается.

Наиболее активными в 2013 году были работники Аткарской и Ершовской дистанций, восстановившие таким способом более трёх километров замокших кабелей. Метод не только снижает вероятность ошибок, но и значительно экономит время и средства.

Денис Селивёров
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30