04 декабря 2021 23:00

04 декабря 2021 23:00

фото: Алексей Шмалей

Работая на опережение

Уйти от внеплановых ремонтов локомотивов помогут диагностические группы

Среди специалистов-железнодорожников бытует мнение, что скоро многие проблемы закончатся с переходом ремонтного локомотивного комплекса в ведение компании ООО «ТМХ-Сервис». Что это – пустые обещания или реальные перспективы? Корреспондент дорожной газеты постарался найти ответы на эти и другие вопросы.
О трудностях, существующих сегодня в локомотивном комплексе, знают, наверное, все железнодорожники. Простои локомотивов на плановых видах ремонта, отказы оборудования при эксплуатации тягового подвижного состава и, как следствие, многомиллионные денежные затраты ОАО «РЖД» при проведении внеплановых видов ремонта...

Чтобы свести к минимуму количество отказов технических средств локомотивов, в конце прошлого года во всех подразделениях ООО «ТМХ-Сервис» были созданы специальные диагностические группы. Их главные задачи – своевременно выявлять любую неисправность в тепловозах и электровозах ещё «в зародыше» и докладывать о её наличии в соответствующие ремонтные подразделения. 

– Как человеческие болезни легче предупредить, чем лечить, так и локомотив нуждается в профилактике. Главной своей целью специалисты «ТМХ-Сервис» считают обеспечение качественного техобслуживания. Поэтому на помощь системе планово-предупредительного ремонта пришли современные технологии, – поясняет директор филиала «Южный» ООО «ТМХ-Сервис» Сергей Арзыбов. – Главный «конёк» оптимизации ремонта – это регламентированное применение средств диагностирования и аналитическая работа по данным эксплуатации локомотивов. В нашем случае интересы заказчика в лице компании ОАО «РЖД» и исполнителя – ООО «ТМХ-Сервис» – абсолютно совпадают.

Не так давно перед локомотивным комплексом была поставлена задача использования показаний бортовых микропроцессорных систем управления тягового подвижного состава (МСУ). Эта система помогает выявлять причины выхода из строя практически любого оборудования в локомотиве. Когда тепловоз или электровоз находятся в эксплуатации, инновационная система фиксирует более 180 различных параметров работы основных узлов. Анализ и тщательный разбор каждого из них – непростая, но крайне важная задача специалистов диагностических групп.

– Целью нашей работы является выявление предотказных состояний узлов и агрегатов для предотвращения любых неисправностей, – рассказывает инженер группы диагностики Николай Заболотний. – Проанализировав поездку локомотива, мы выдаём соответствующие уведомления в эксплуатационные и ремонтные подразделения. Сначала – информацию о «стиле вождения» машинистов и обо всех нарушениях, допущенных ими при эксплуатации локомотива, затем – сведения о состоянии оборудования, которое в ближайшее время может выйти из строя. И когда локомотивы встают на плановые виды ремонта, мы уже конкретно знаем, что нужно сделать, чтобы предотвратить нежелательные отказы при дальнейшей их эксплуатации. Таким образом, постепенно уходя от внеплановых ремонтов, мы экономим миллионы рублей.

Вообще, переход к технологии обслуживания локомотивов по фактическому состоянию – одна из глобальных задач проекта. А конечная цель – проведение планового ремонта локомотивов с учётом показаний бортовых МСУ. В перспективе, при переходе всего локомотивного парка на сервисное обслуживание ООО «ТМХ-Сервис», данный подход к организации ремонта локомотивов должен способствовать обеспечению непрерывности перевозочного процесса ОАО «РЖД», и это сулит большие экономические эффекты компании. 

Но самое главное, что всё это не просто оптимистичные прогнозы! Чтобы убедиться в объективности всего вышесказанного, обратимся к простым цифрам. С момента появления диагностических групп на Приволжской железной дороге количество внеплановых ремонтов сервисных локомотивов сократилось. К примеру, в подразделении «Саратов» филиала «Южный» ООО «ТМХ-Сервис» по итогам февраля данный показатель улучшился на 30 процентов (!) относительно позапрошлого месяца. Вывод очевиден: локомотивы, состоящие на сервисном обслуживании, ломаются значительно реже, чем все остальные.

Соотношение сервисных и обычных локомотивов сегодня – примерно два к трём. На Приволжской железной дороге из 546 учётных единиц локомотивов, обслуживаемых серий (2ТЭ116, 2ТЭ116У, 2ТЭ10МК, ТЭП70, ТЭП70БС, ЭП1, а также ВЛ80С) 331 единица находится на сервисном обслуживании ООО «ТМХ-Сервис». Но даже при таком соотношении неисправностей, случающихся по вине ООО «ТМХ-Сервис», в три раза меньше, чем по вине ОАО «РЖД». 

– Если говорить отдельно про тепловозы, то здесь на долю сервисной компании приходится 38 процентов случаев, и 19 процентов, если мы возьмём парк электровозов, – сообщает заместитель начальника подразделения «Саратов» филиала «Южный» ООО «ТМХ-Сервис» Андрей Григорьев. – Секрет успеха сервисной компании заключается в том, что у нас, в отличие от ОАО «РЖД», есть ряд существенных преимуществ. Самое главное из которых – прямые поставки любых запчастей прямо с заводов-изготовителей. Это существенно снижает себестоимость ремонта и одновременно с этим повышает его качество.

Выходит, что общую статистику по внеплановым ремонтам на Приволжской магистрали «портят» несколько десятков локомотивов, которые ещё не успели встать на сервисное обслуживание. Благо, что переход всего тягового парка на сервисное обслуживание ООО «ТМХ-Сервис» не за горами, а это значит, что количество внеплановых ремонтов будет постепенно сводиться к нулю. 

Для того чтобы это произошло как можно скорее, одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством ООО «ТМХ-Сервис» сегодня является дооснащение сервисных депо новым оборудованием. Это необходимо для повышения производительности труда и качества ремонта, а также для снижения простоев на всех видах обслуживания локомотивов, а именно ТО и ТР (с первого по третий). С этой целью в прошлом году во все подразделения филиала «Южный» были направлены дополнительные средства на приобретение гайковёртов, сверлильных устройств, пневмомультипликаторов, технических эндоскопов, динамометрических ключей, грузозахватывающих приспособлений, специализированного инструмента и многое другое. Так, в частности, в ремонтном локомотивном депо имени Максима Горького за счёт сервисной компании в прошлом году был оборудован участок диагностики и ремонта тепловозов серии 2Т116У. 

Но останавливаться на достигнутом в ООО «ТМХ-Сервис» не принято, поэтому в планах компании на 2014 год намечено скорейшее дооснащение всех подразделений новейшими стендами и технологическим оборудованием, необходимым для обеспечения технологии ремонта согласно регламенту.
Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31