25 июля 2021 06:16

25 июля 2021 06:16

фото: Наталья Рузмикина

Женщина, которая куёт кадры

Ирина Еремицкая знает все слагаемые профессиональной состоятельности

За сухой формулировкой «специалист по управлению персоналом» применительно к Ирине Еремицкой кроется вполне конкретная и очень важная задача – подготовка и обучение кадров. И её наша героиня выполняет с присущей большинству представительниц прекрасного пола высокой ответственностью.
Биография с географией

На расстоянии около 1700 километров от знойной и всегда пыльной Астрахани в Брянской области есть небольшой городок Клинцы с одноимённой станцией Московской железной дороги. Именно в этом городе началась её история. Как рассказывает Ирина Еремицкая, в детстве она и не подозревала, что когда-нибудь бесконечные стальные нити магистрали станут для неё не просто составной частью пейзажа. 

В школе она училась очень хорошо, в аттестате среди многочисленных «отлично» «втёрлись» лишь две четвёрки. И, несмотря на то, что поступить на желанную экономическую специальность в вуз не получилось, с такими оценками девушку без проблем и дополнительных вступительных испытаний приняли в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. Так Ирина оставила родной город, отправившись в Гомель, чтобы стать дипломированным специалистом в области путевого хозяйства. Специальность была не из лёгких, не всё удавалось узнать и понять сразу, но ей всегда нравилось учиться, и к этому делу она подходила добросовестно. Возможно, именно поэтому сложности рано или поздно отступали. 

Профессия от «А» до «Я»

Знакомство с многогранной специальностью происходило не только за учебниками и на лекциях. На первую свою практику студентка отправилась в Гомельскую дистанцию пути. И осваивать ей тогда пришлось самую что ни на есть массовую железнодорожную профессию – монтёра пути. Вы где-нибудь видели среди монтёров пути женщин? Вспоминается разве только социальная телереклама из 90-х, запечатлевшая в оранжевых жилетах путейцев замечательных актрис Нонну Мордюкову и Римму Маркову. За пару минут авторам ролика удалось показать лишь малую часть тягот путейского труда. Сегодня это ретро, и профессия стала исключительно мужской. Собственно говоря, и спорить по поводу наступившей «дискриминации» бессмысленно, поскольку труд этот действительно очень тяжёл. 

– Во время той практики, – вспоминает моя собеседница, – мы и щебень разгружали, и лопатами его разравнивали, и уборкой травы занимались. К чему-то серьёзному нас, конечно, не допускали, но работу монтёров пути мы всё-таки смогли изучить не по учебникам, а увидеть собственными глазами. И ощутить на своих плечах!

Свою дипломную работу в институте Ирина Еремицкая посвятила капитальному ремонту пути, в том числе бесстыковому, освоение укладки которого в ту пору набирало всё больше оборотов, прирастая километрами на всей протяжённости железных дорог.

По окончании вуза наступила пора выбирать свою дорогу – как в прямом, так и в переносном смыслах это слова. Представители различных магистралей готовы были принять молодых специалистов, но вот девушек на работу не особо зазывали, оправдываясь недостатком «женских» вакансий.

– Некоторые предприятия женские кандидатуры вообще не рассматривали, – поделилась Ирина Викторовна. – Но всё-таки работать хотелось по специальности, не зря же мы учились! И мне повезло. Ещё и в том смысле, что попала на Приволжскую железную дорогу.

Учиться и учить

В Астрахань она переехала в 1990 году, трудоустроилась в Астраханскую дистанцию пути. И вот же ирония судьбы – на должность экономиста! Вскоре и здесь обнаружились свои трудности, пусть и не столь явные, как у монтёров пути. Но нашей героине было интересно приобрести до той поры неведомый опыт.

Несколько лет спустя – новые навыки, в техническом отделе в должности бригадира по капитальным работам. (Сейчас эти функции выполняет инженер по текущему содержанию пути.) А чуть позже Ирина Еремицкая перешла инспектором в отдел кадров. Некоторое время даже исполняла обязанности заместителя начальника дистанции пути по кадрам. С 1996 года в её обязанности входит обучение и профессиональная подготовка работников предприятия. С тех пор случилось немало реорганизаций, должность нашей героини в разные годы называлась по-разному, но функции оставались прежними.

Вот наблюдение, которым поделилась со мной собеседница:

– Если сравнивать ситуацию настоящего времени и 90-х годов, то можно уверенно сказать: вопрос обучения и подготовки кадров для железной дороги сейчас является приоритетным. Ещё два десятилетия назад наше предприятие имело лицензию на профессиональное обучение работников, и этого было достаточно, чтобы человек мог приступить к работе. Сейчас системной подготовкой кадров занимаются специализированные учебные заведения. Да и потом, после трудоустройства, учиться приходится не единожды. Необходимо проходить курсы повышения квалификации, а также обучение по многим другим направлениям, в том числе по охране труда. Учатся все – и только что пришедшие работники, и специалисты, и руководители. 

Конфликтам места нет

Постоянное обучение работников, повышение их квалификации– это требование, диктуемое временем и опытом, который, как мы знаем, есть «сын ошибок трудных». Если вдруг с кем-то происходит ЧП, в первую очередь выясняют, был человек обучен или нет. 

– Для того чтобы с кого-то спросить, его сначала необходимо обучить, – говорит Ирина Викторовна. – Это политика компании. Раньше требования к квалификации работников были не такими жёсткими.

Кроме того, сегодня даже опытный работник без соответствующего образования не может быть назначен, например, дорожным мастером. Вот и состав руководителей среднего звена всё больше «молодеет», в том числе благодаря налаженной системе целевой подготовки молодых специалистов. 

Пока мы общаемся с Ириной Еремицкой, в кабинет то и дело заглядывают её молодые коллеги, обращаются за помощью. Подходят со своими «темами» и дорожные мастера. Лишний раз убеждаюсь, сколько всевозможных вопросов приходится решать специалисту по управлению персоналом в течение рабочего дня.

– Уверенно могу сказать, что к выполнению любого задания Ирина Викторовна относится добросовестно и ответственно, – характеризует свою сотрудницу заместитель начальника Астраханской дистанции пути по кадрам Ирина Цветкова. – Знаем, что она не подведёт, несмотря на большой объём работы.

Оценить этот объём можно не только с помощью многостраничных должностных инструкций, но и буквально, если взять в расчёт численность штата предприятия – 485 человек. Эту цифру моя собеседница называет без заминки, ведь она строго отслеживает график обучения каждого – от водителя до руководителя.

– Нелегко отрывать человека от текущих работ на околотке, участке, – признаётся она. – Но всё-таки я каждый раз пытаюсь убедить, что обучение необходимо. Конфликтов стараюсь избегать, ведь компромисс всегда можно найти. 

В большом коллективе дистанции этот сплав бесконфликтности и настойчивости очень ценят. Есть и признание на более высоком уровне, о чём говорят награды руководства дороги. 

На мой вопрос, как ей работается среди такого количества мужчин, Ирина Викторовна с улыбкой отвечает: «Легко!». Может быть, оттого, что и дома ей приходится общаться исключительно с мужчинами – супругом и двумя сыновьями. Ну, а весенний праздник 8 Марта – вообще благодать: какая, скажите, другая женщина услышит столько же прекрасных слов от представителей сильной половины человечества?..

Наталья Рузмикина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31